Могущественная семья арт-дилеров Нахмад получила ещё один удар в длительной юридической битве за владение «Сидящим мужчиной с тростью» (1918) Амедео Модильяни. Судья штата Нью-Йорк отклонила их ходатайство о прекращении дела.

Судья Эйлин Бранстен в течение трёх часов читала своё 40-страничное заключение, суть которого сводится к тому, что дело будет рассмотрено, поскольку представляет значительный интерес для защиты арт-рынка от торговли похищенными предметами искусства. «Нью-Йорк не был и не будет безопасной гаванью для произведений, награбленных во время нацистского геноцида», – заявила она.


Амедео Модильяни. Сидящий мужчина с тростью
Сидящий мужчина с тростью
Амедео Модильяни
1918, 126×75 см

Судебный процесс длится долгие годы, поскольку семья Нахмад всеми правдами и неправдами старается сохранить в секрете своё владение картиной.

Полотно, как утверждают истцы, было отнято нацистами во время Второй мировой войны у коллекционера и арт-дилера еврейского происхождения Оскара Штеттинера в оккупированном Париже.

В 1996 году портрет был куплен за 3,2 миллиона долларов на аукционе Christie's. Спустя 12 лет он был выставлен на распродажу Sotheby's в Нью-Йорке, но не нашёл покупателя, по-видимому, из-за своего непрозрачного провенанса.

Слева: Амедео Модильяни, «Сидящий мужчина с тростью» (1918)

В 2011 году Филиппе Маэстраччи, внук Штеттинера, подал в суд на галерею Хелли Нахмада, где была выставлена картина, которая, как он считает, теперь стоит 25 миллионов долларов. Однако сирийско-американские дилеры заявляют, что полотно фактически принадлежит панамской корпорации Международный центр искусств (IAC). Дело привлекло всеобщее внимание в 2016 году, когда «панамские документы», просочившиеся из юридической фирмы Mossack Fonseca, показали, что IAC – на самом деле ширма, полностью подконтрольная Дэвиду Нахмаду.
Рисунок, изображающий Оскара Штеттинера (слева), картину Модильяни, Хелли и Дэвида Нахмадов на фоне нацистской оккупации Парижа. Источник: Süddeutsche Zeitung


Но в Нью-Йорке вор никогда не спрячется за красивым названием. Это означает, что если истцы приведут доказательства того, что картина Модильяни была изъята у Штеттинера нацистами, Международный центр искусств не сможет владеть ею на законных основаниях. Судья также сослалась на статью в «Нью-Йорк Таймс», где Дэвид Нахмад сказал: «Международный центр искусств – это я ... Это Дэвид Нахмад». На основании этого заявления Эйлин Бранстен постановила, что арт-дилер несёт ответственность за действия и обязательства IAC.

Истцы считают вердикт «полной победой», но ответчики не намерены сдаваться. Их адвокат Ричард Голуб надеется на сатисфакцию на том основании, что принадлежность картины Оскару Штеттинеру не доказана. По его словам, «Сидящий мужчина с тростью» – не тот портрет, которым владел парижский арт-дилер, «так что это [решение суда] ничего не значит». «Они могут выиграть слушание о закрытии дела, но в суде всё будет совершенно иначе», – уверен юрист.
Картина «Большая лежащая обнажённая» из частной коллекции, которая демонстрировалась на выставке в Генуе в 2017 году. Фото: La Stampa


Напомним, в январе 2018 года было объявлено, что ослепительная коллекция картин Модильяни, которая с большой помпой была выставлена в Италии в минувшем году, по большей части состояла из подделок. Специалисты подтвердили, что лишь одна из 21-й изъятой с выставки картины имела сертификат подлинности.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper. Главнная иллюстрация: Дэвид Нахмад с картиной Модильяни «Сидящий мужчина с тростью»; Sipa via AP Images