Этим летом Муниципальный музей Гааги организовал для своих посетителей обширную экскурсию по жизни и творчеству Пита Мондриана. Путешествие приведёт зрителей в Амстердам, Париж, Лондон и Нью-Йорк – величайшие города, где раскрывался революционный талант нидерландского художника. Ретроспектива «Открытие Мондриана» иллюстрирует все этапы его карьеры. Выставка приурочена к 100-летию возникновения направления «Де Стейл» (De Stijl, «Стиль») одним из основателей которых он был.

К этой дате музей готовился с 2009 года – именно тогда началась реставрация его крупнейшей в мире коллекции произведений Пита Мондриана, получившая название Mondrian Restoration Project.



Пит Мондриан. Мельница в ночное время
Мельница в ночное время
Пит Мондриан
1908, 67.5×117.5 см
«Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то, что большинство его работ исследованы вдоль и поперек, и о них написана масса научных трудов, о том, какой была личная жизнь художника, до сих пор можно только догадываться. Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. […] Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии (согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить, что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом, что кто-то третий был им просто не нужен», – подробнее о жизни и творчестве одного из основоположников абстракционизма читайте тут.
Пит Мондриан. Победа буги-вуги
Победа буги-вуги
Пит Мондриан
1944, 127.5×127.5 см
Пит Мондриан. Мёртвый заяц
Мёртвый заяц
Пит Мондриан
1891, 80×51 см

Показ объединяет 301 полотно, рисунок и эскиз – все работы Пита Мондриана из собрания Муниципального музея Гааги, начиная с первой выставленной картины «Мёртвый заяц» (1891) и заканчивая последней композицией «Победа буги-вуги» (1942 – 1944). В залах впервые появились даже произведения, которые последние десятилетия находились в хранилищах или были предоставлены взаймы другим учреждениям. Эта выставка стала возможной лишь благодаря масштабному проекту по восстановлению работ.

По словам реставратора Рут Хоппе, специалисты не могли восстановить одну картину, а за следующую взяться спустя 10 лет: «Они должны выглядеть единообразно в контексте этой коллекции». Большинство работ находились в хорошем состоянии, однако 120 произведений всё же пришлось «подлатать» – очистить от пыли, заменить рамы и подрамники, удалить поверхностные загрязнения и / или снять лак.

Слева: Пит Мондриан, "Мёртвый заяц" (1891). Частная коллекция

Куратор выставки Ханс Янссен особо выделил одну раннюю работу, «Ферма с деревьями» (1906), которая обрела новое значение благодаря усилиям команды по сохранению. «Она входила во второстепенную часть коллекции, поскольку была очень тёмной», – пояснил эксперт. Однако под слоями старого грязного лака реставраторы увидели амбары, поля и изгороди. «Это почти как если бы нам подарили новую картину», – говорит он. Произведение показывает, что Мондриан уже в начале XX века работал по собственным композиционным принципам и не следовал правилам традиционной перспективы. Вместо этого «он творил в голландской манере построения плоскости изображения для создания глубины».


Некоторые полотна требовали более сложных вмешательств. Один из реставраторов потратил три месяца, буквально под микроскопом собирая картину «Красное дерево» (1908 – 1910). Двум специалистам было поручено восстановление композиции из серии «Дюны», созданной в течение лета на североморском побережье Зеландии. Полотно практически сползло с подрамника, потому что холст вокруг проржавевших металлических гвоздиков прогнил.

«Иногда в студии шла работа сразу над десятью картинами, и это было фантастическим зрелищем», – рассказала Рут Хоппе.



Знаете ли вы, что:


Пит Мондриан. Красная мельница
Красная мельница
Пит Мондриан
1911, 150×86 см


многие ранние работы Мондриана были написаны на картоне;

• он придумал тонкие (часто белые) деревянные обрамления для своих абстрактных работ;

• Мондриан часто продолжал работать над картинами уже после того, как вставлял их в рамы;

• художник экспериментировал с различными цветовыми слоями, включая оранжевый и синий;

• к нескольким полотнам, включая «Красную мельницу» (1911), прилипло множество мух.




Слева: Пит Мондриан, "Красная мельница" (1911). Муниципальный музей Гааги

На выставке в Муниципальном музее Гааги помимо картин Пита Мондриана представлены письма, фотографии и личные вещи, а также полномасштабная реконструкция его парижской студии. Экспозиция будет открыта до 24 сентября.


Картина Пита Мондриана на здания муниципалитета Гааги. Фото via Architectenweb


Тем временем, на торцах зданий мэрии Гааги – пожалуй, самого известного архитектурного комплекса города, – ещё в феврале была воспроизведена одна из картин Пита Мондриана. Величественную копию создали в честь столетия движения «Де Стейл» дизайнеры из Studio VZ. Организаторы обещали, что «мондринизации» подвергнутся и другие муниципальные строения и места.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Муниципального музея Гааги и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Пит Мондриан, "Красное дерево" (1908 - 1910), Муниципальный музей Гааги