Пара из Соединённых Штатов проиграла иск о владении картиной импрессиониста Камиля Писсарро. Французский суд подтвердил, что полотно, купленное на аукционе Christie's, должно быть передано наследникам коллекционера еврейского происхождения, который лишился произведения во время Второй мировой войны.

Богатые американские собиратели произведений искусства Брюс и Робби Толл подали апелляцию после того, как в ноябре 2017 года суд постановил, что картина по праву принадлежит потомкам предпринимателя Симона Бауэра. Нацисты незаконно присвоили её в 1943 году. 

Муж и жена из США настаивали, что не имели представления о том, что картина «Сбор гороха» была изъята насильно. Они купили её на аукционе Christie's в Нью-Йорке в 1995 году за 800 тыс. долларов. Однако парижский апелляционный суд постановил, что решение суда низшей инстанции остается в силе.
Камиль Писсарро. Сбор гороха
Сбор гороха
Камиль Писсарро
1887, 53.3×64.4 см

Во время нацистской оккупации Симон Бауэр содержался в лагере Дранси под Парижем, но в 1944-м избежал депортации в нацистские лагеря смерти из-за забастовки машинистов поездов. Годом ранее его собрание произведений искусства, включая картину Писсарро, было конфисковано. Работы продал арт-дилер, назначенный лояльным к оккупантам режимом Виши.

Бауэр вышел на свободу в сентябре 1944 года и немедленно приступил к поиску своих сокровищ. Однако к моменту смерти в 1947 году он смог восстановить лишь небольшую часть своего собрания из 93-х полотен. Поиски продолжили его родственники.

Картину «Сбор гороха» внук коллекционера 87-летний Жан-Жак Бауэр обнаружил в каталоге ретроспективы Камиля Писсарро, проходившей в Музее Мармоттан-Моне весной 2017 года. Эту жанровую сцену художник написал гуашью в 1887-м.
Картина Камиля Писсарро «Сбор гороха» в электронном каталоге на сайте Музея Мармоттан-Моне


Семья Бауэр утверждала в суде, что супруги Толл – опытные коллекционеры, сделавшие состояние на торговле недвижимостью – должны были знать, что картина находилась в списке награбленных произведений искусства. Однако суд согласился, что американцы, которые покровительствуют музеям Холокоста в Вашингтоне и Тель-Авиве, купили полотно добросовестно.



На время судебных разбирательств «Сбор гороха» был передан в хранилище музеев Орсе и Оранжери.


Камиль Писсарро. Пастушка собирает овец
Пастушка собирает овец
Камиль Писсарро
1886, 38.1×46.4 см

Напомним, в феврале 2016 года Университет Оклахомы после трех лет юридических споров решил вернуть картину Камиля Писсарро «Пастушка собирает овец» (1886) француженке Леоне Мейер, пережившей Холокост. Владелица решила, что полотно будет попеременно выставляться во Франции и в Оклахоме.


Камиль Писсарро. Улица Сен-Оноре днём. Эффект дождя
Улица Сен-Оноре днём. Эффект дождя
Камиль Писсарро
1897, 81×65 см
Камиль Писсарро, «Улица Сен-Оноре днём. Эффект дождя» (1897). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Есть и другие работы Писсарро, попавшие в истории с нацистами. Так, в июне 2015-го судья из Лос-Анджелеса постановил, что Музей Тиссена-Борнемисы не обязан возвращать пейзаж «Улица Сен-Оноре днём. Эффект дождя» наследникам Лилли Кассирер, которая продала произведение, спасаясь бегством из Германии в 1939 году. Судья предложил спорящим сторонам прийти к соглашению. А в 2012-м в мюнхенской квартире покойного немецкого коллекционера Корнелиуса Гурлитта – сына нацистского арт-дилера – было обнаружено полотно «Сена. Вид на Пон-Нёф на фоне Лувра».

Во время Второй мировой войны нацисты награбили свыше 650 тысяч предметов искусства. К 2009 году около ста тысяч из них так и не были возвращены законным владельцам. Такие данные были опубликованы конференции «Эра Холокоста», прошедшей 9 лет назад в Чехии.
Камиль Писсарро, «Сена. Вид на Пон-Нёф на фоне Лувра» (1902) из «коллекции Гурлитта»


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily и ряда других источников. Главная иллюстрация — The IPKat