Под необычным углом рассматривают художественные течения конца XIX века кураторы Музея Гуггенхайма в Бильбао. Экспозиция «Париж, конец столетия» анализирует то, как на возникновение авангардной живописи повлияли политические потрясения и культурная трансформация того времени. Публике представлено более ста работ неоимпрессионистов, символистов и набидов – Поля Синьяка, Максимилиана Люса, Мориса Дени, Пьера Боннара, Одилона Редона, Анри де Тулуз-Лотрека и других.

Куратор выставки Вивьен Грин с нескрываемым удовольствием отметила, что музею удалось собрать «самые сливки живописи конца XIX века».



Поль Синьяк. Сен-Тропе. Фонтан де Лис
Сен-Тропе. Фонтан де Лис
Поль Синьяк
1895, 65×81 см
Пьер Боннар. Маленькая прачка
Маленькая прачка
Пьер Боннар
1896, 29.3×19.6 см
Конец века (fin-de-siècle, фан дё сьекль) в Париже сопровождался перманентным экономическим кризисом и целым «букетом» социальных проблем. Это стало благодатной почвой для возникновения радикальных левых групп и соответствующей реакции консерваторов. События конца 1890-х разделили Францию на буржуазную и богемную, консервативную и радикальную, католическую и антиклерикальную, антиреспубликанскую и анархическую.

Отражением этой хаотичной эпохи стал целый спектр художественных движений, включая неоимпрессионизм, символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше и группу «Наби» («Пророки»). Они придерживались тех же тем, что их всё ещё активные предшественники-импрессионисты: пейзажи, сцены досуга и городской жизни. Но эти работы были полны интроспективных и фантастических видений, а трактовка знакомых сюжетов изменилась.

Слева: Поль Боннар, "Маленькая прачка", литография (1896). Частная коллекция
Анри Эдмон Кросс. Променад, или Кипарисы
Променад, или Кипарисы
Анри Эдмон Кросс
1897, 28.3×41 см

На смену импрессионистским полотнам, захватывавшим мимолётные моменты жизни, пришли антинатуралистические по форме и исполнению работы, которые стремились вызывать у зрителя эмоции, ощущения и внутренние изменения. Художники всех направлений, несмотря на подчас противоречивые позиции, хотели создать искусство с универсальным резонансом, и между членами различных групп даже наблюдаются совпадения.
Максимилиан Люс. Вид Лондона (Кэннон-стрит)
Вид Лондона (Кэннон-стрит)
Максимилиан Люс
1893, 65×81 см

Неоимпрессионисты дебютировали отдельной галереей на Восьмой (и последней) выставке импрессионистов в Париже в 1886 году во главе с Жоржем Сёра. После его смерти место лидера движения занял Поль Синьяк. Его единомышленниками были Максимилиан Люс, Анри Эдмонд Кросс, бельгиец Тео ван Рейссельберге. Большинство неоимпрессионистов придерживались левых взглядов. Это видно, например, в изображении рабочего класса у Камиля Писсарро и Люса, а также в утопических сценах, которые встречаются на полотнах последователей этого движения.
Камиль Писсарро. Кирпичный завод «Делафоли» в Эраньи
Кирпичный завод «Делафоли» в Эраньи
Камиль Писсарро
1888, 58×72 см
Одилон Редон. Пегас
Пегас
Одилон Редон
1895, 67.4×48.7 см

Большинство художников, связанных с символизмом, не были склонны к материализму и разочаровались в науке, которая не смогла облегчить страдания общества. Символическое искусство сосредоточилось на мифических повествованиях, религии и мире кошмаров. Это направление стремилось обнажать абстрактные ощущения и передавать универсальный опыт через субъективные образы.

С символизмом иногда отождествлялись работы неоимпрессионистов или набидов, например, Мориса Дени (группа «Наби»). В то же время художники, связанные с этим направлением, в частности, Одилон Редон, не всегда признавали себя таковыми.


Слева: Одилон Редон, "Пегас" (1895 - 1900). Частная коллекция
Морис Дени. Апрель (Анемоны)
Апрель (Анемоны)
Морис Дени
1891, 65×78 см

В течение 1890-х художники экспериментировали с чёрно-белыми и цветными возможностями ксилографии и литографии. Члены группы «Наби» Пьер Боннар, Феликс Валлоттон и Эдуар Вюйар выпускали упрощённые, но в то же время язвительные плакаты и гравюры, изображавшие современную жизнь Парижа. В мир постеров направил свою энергию и Анри де Тулуз-Лотрек. Прохожих привлекали захватывающие карикатурные изображения богемных мест – кафе-шантанов Монмартра – или знаменитых исполнителей, царивших там.

1.1. Анри де Тулуз-Лотрек, "Жанна Авриль" (1899). Частная коллекция
1.2. Теофиль-Александр Стейнлен, "Прославленная компания "Чёрный кот"" (1896). Частная коллекция

Выставка «Париж, конец столетия» в Музее Гуггенхайма в Бильбао продлится до 17 сентября.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме                           

По материалам официального сайта Музея Гуггенхайма в Бильбао. Главная иллюстрация: Луи Анкетен, «В "Мирлитоне" у Брюана» (1887), частная коллекция