Аукционный дом Christie’s готовится провести «распродажу века» весной следующего года. С молотка уйдут шедевры Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне и других выдающихся художников, принадлежавшие Пегги и Дэвиду Рокфеллерам. Предложенная на аукцион «Одалиска, лежащая под магнолиями» Матисса с предварительной оценкой в 50 млн долларов может стать самой дорогой картиной у этого художника.

В преддверии торгов произведения искусства совершают мировое турне и 27 ноября 2017 года отправляютя из первого пункта путешествия – Гонконга – в Лондон.



Слева - «Девочка с цветочной корзиной» Пабло Пикассо в библиотеке дома Рокфеллеров в Нью-Йорке, справа - «Одалиска, лежащая под магнолиями» Анри Матисса в гостиной их дома Хадсон-Пайнс. Фото: Christie's


Американский банкир и государственный деятель Дэвид Рокфеллер-старший, который возглавлял знаменитую на весь мир семью последние 13 лет, скончался восемь месяцев назад в возрасте 101 года. В соответствии с завещанием, значительная часть его состояния должна быть направлена на благотворительность, культурные, образовательные, медицинские и экологические проекты, которые финансист долгое время поддерживал вместе со своей женой Маргарет (Пегги). Таким образом, предстоящая распродажа в нью-йоркском Рокфеллер-Центре станет важнейшим филантропическим аукционом в истории.

Слева: Пегги и Дэвид Рокфеллеры в мае 1973 года. Фото: Arthur Lavine / Rockefeller Estate

В коллекцию супружеской пары входили работы Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Эдуара Мане, Поля Гогена, Жана-Батиста-Камиля КороДжорджии О'Киф и Эдварда Хоппера.


Пабло Пикассо. Девочка с цветочной корзиной
Девочка с цветочной корзиной
Пабло Пикассо
1905, 155×66 см

Наиболее высокий эстимейт среди всех лотов на данный момент получил шедевр «розового периода» Пабло Пикассо «Девочка с цветочной корзиной», написанный в 1905 году. Эта изумительная по мастерству и атмосфере редкая работа воплощает всю чувственность богемной жизни Парижа на рубеже XX века. За неё планируется выручить не менее 70 млн долларов.

У картины богатый провенанс: первоначально её приобрели в 1905 году брат и сестра Лео и Гертруда Штайн. После смерти последней в 1946 году полотно перешло к её многолетней возлюбленной – американской писательнице Алисе Бабетт Токлас, у которой оставалось ещё 21 год. В 1968 году Дэвид Рокфеллер собрал группу коллекционеров с целью приобретения знаменитого собрания Гертруды Штайн. Чтобы определить очерёдность выбора произведений, они тянули пронумерованные листки бумаги из шляпы, и банкиру достался первый номер. Они с Пегги приобрели «Девочку с цветочной корзиной», которую разместили в библиотеке своего дома на 65-й улице в Нью-Йорке.
Анри Матисс. Лежащая одалиска с магнолиями
Лежащая одалиска с магнолиями
Анри Матисс
1923, 60.5×81.1 см

«Одалиска, лежащая под магнолиями» Анри Матисса, написанная в Ницце в 1923 году, станет важнейшей работой художника, которая появится на аукционе за последние десятилетия. Её эстимейт в 50 млн долларов превосходит рекордную цену в 41,1 млн долларов, заплаченную за натюрморт «Первоцветы, синяя скатерть и роза» (1911) на торгах в 2009 году.

Тема одалисок, томно раскинувшихся женщин, имела особое значение для Матисса, поскольку была своеобразным мерилом его мастерства в сравнении с живописцами прошлого. «Одалиска, лежащая под магнолиями», которую называют симфонией узора и формы, долгое время считалась одной из величайших картин Матисса в частных руках. Эта роскошная работа висела в гостиной дома четы Рокфеллеров в Хадсон-Пайнс.
Клод Моне. Водяные лилии в цвету
Водяные лилии в цвету
Клод Моне
1917, 160.9×180.8 см

Третьей «изюминкой» торгов станет пейзаж «Водяные лилии в цвету» Клода Моне из обширной серии, вдохновлённой прудом в любимом саду художника в Живерни. Картина входит в число самых крупных, ярких и энергичных полотен, выполненных импрессионистом. Эта работа принадлежит к группе произведений, написанных в период между 1914 и 1917 годами, в разгар Первой мировой войны. Её эстимейт составляет сейчас около 35 млн долларов.

Пегги и Дэвид Рокфеллеры приобрели эту картину в 1956 году у парижского дилера Кати Гранофф, которую посетили по рекомендации первого директора Музея современного искусства Альфреда Барра. «Она почти наверняка была написана в конце дня, когда вода становится темно-фиолетовой, а лилии выделяются на её фоне ярким белым цветом. Её мы купили сразу», – вспоминал в своих «Мемуарах» Дэвид Рокфеллер.



После Лондона картины из коллекции четы Рокфеллеров отправятся в Лос-Анджелес и Нью-Йорк. Каждая остановка на их пути будет раскрывать всё новые грани собрания.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта аукционного дома Christie's