Нынешней осенью один из самых знаменитых экспонатов лондонской Национальной галереи – «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка – впервые будет демонстрироваться вместе с работами прерафаэлитов и их преемников. Выставка «Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты» покажет глубокое влияние этого шедевра XV века на членов Братства и прольёт свет на то, как четыре столетия спустя эти молодые британские художники отреагировали на одну из самых интересных особенностей картины – выпуклое зеркало.

«Это самая лучшая картина в мире», – сказал в 1897 году живописец Эдвард Бёрн-Джонс о «Портрете четы Арнольфини».



Уильям Моррис. Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)
Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)
Уильям Моррис
1858, 71.8×50.2 см

Ключевые картины прерафаэлитов для выставки «Отражения» предоставила галерея Тейт Британия. В их числе – «Мариана» (1851) Джона Эверетта Милле, «Юность Девы Марии» (1848 – 1849) Данте Габриэля Россетти, «Пробудившийся стыд» (1853) Уильяма Холмана Ханта и «Прекрасная Изольда» (1858) – единственное законченное произведение станковой живописи в творчестве Уильяма Морриса.


Эта знаковая экспозиция даст зрителям уникальную возможность увидеть эти полотна рядом с работой, которая их вдохновила.



1.1. Джон Эверетт Милле, «Мариана» (1851). Галерея Тейт Британия
1.2. Данте Габриэль Россетти, «Юность Девы Марии» (1848/9). Галерея Тейт Британия

Помимо внушительной подборки картин из публичных и частных коллекций, посетители Национальной галереи смогут увидеть два примечательных выпуклых зеркала. Одно принадлежало Россетти, а вторым пользовался импрессионист Уильям Орпен. В залах расположатся также ранние фотографии, рисунки, архивные материалы, относящиеся к приобретению «Портрета четы Арнольфини» и репродукция ещё одного шедевра ван Эйка – Гентсткого алтаря – созданная в викторианскую эпоху.

Читайте также: Отреставрированная часть Гентского алтаря представлена публике


Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
Портрет четы Арнольфини
Ян ван Эйк
1434, 82×60 см
«Портрет четы Арнольфини» Национальная галерея в Лондоне приобрела в 1842 году, когда с момента её основания исполнилось лишь 18 лет. Картина сразу покорила викторианскую аудиторию как редкий пример ранней голландской живописи в английской коллекции. По сей день Национальная галерея остаётся единственным в Великобритании музеем, где хранятся работы Яна ван Эйка.

В 1848 году несколько молодых художников-студентов, обескураженные академическим подходом к живописи и обучению в Королевской академии художеств, создали Братство прерафаэлитов. Название отражало их интерес к искусству позднего Средневековья и раннего Ренессанса – того, что появилось «до Рафаэля».


Слева: Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434). Национальная галерея в Лондоне 

Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле и Данте Габриэль Россетти были очарованы «Портретом четы Арнольфини», который висел в том же здании, где они учились. Утончённая техника и использование зеркала настолько восхитили художников, что критики окрестили прерафаэлитов «преванэйковцами», подчёркивая влияние картины на их искусство и видение.
Уильям Холман Хант. Сладкое ничегонеделание
Сладкое ничегонеделание
Уильям Холман Хант
1866, 99.1×80 см

««Портрет четы Арнольфини» ван Эйка оказал гипнотическое влияние на молодых прерафаэлитов. Вдохновлённые его правдивой природой и элегантной символикой, они сделали революцию в британской живописи», – подчеркнула один из кураторов экспозиции Сьюзан Файстер.


Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд
Пробудившийся стыд
Уильям Холман Хант
1853, 76.2×55.9 см

Выпуклое зеркало, в котором видно отражение самого ван Эйка, оставило неизгладимое впечатление на прерафаэлитов. Они интерпретировали его не только как искажающее, умножающее и отражающее приспособление, но и как способ передать сложную психологическую драму.

На выставке собраны картины с изображением зеркал, том числе – «Пробудившийся стыд», где изображена женщина и её любовник. Здесь в зеркале отражается вид из окна, куда смотрит героиня - своеобразный намёк на то, что она может искупить свою постыдную жизнь.


Слева: Уильям Холман Хант, «Пробудившийся стыд» (1853). Галерея Тейт Британия

Члены Братства часто помещали своих героинь в интерьеры с зеркалами. Среди таких полотен – «Лукреция Борджиа» (1860/1) Россетти и «Сладкое ничегонеделание» (1866) Ханта.


Данте Габриэль Россетти. Лукреция Борджиа
Лукреция Борджиа
Данте Габриэль Россетти
1861, 43.8×25.8 см

Легенда о «Леди из Шалота», входящая в цикл о короле Артуре, также занимала воображение прерафаэлитов. Они часто изображали волшебницу, которая из-за проклятия могла наблюдать за внешним миром лишь через зеркало. На выставке «Отражения» можно будет увидеть, как интерпретировали эту историю Уильям Холман Хант, Джон Уильям Уотерхаус и Элизабет Сиддал. Кстати, в своей «Волшебнице Шалот» Хант использовал ещё одну деталь с «Портрета четы Арнольфини» – пару остроносых шлёпанцев.

1.1. Ян ван Эйк, фрагмент «Портрета четы Арнольфини»
1.2. Уильям Холман Хант, фрагмент «Волшебницы Шалот»
Уильям Холман Хант. Волшебница Шалотт
Волшебница Шалотт
Уильям Холман Хант
1888, 44.4×34.1 см

К 1860-м годам первоначальное Братство прерафаэлитов распалось, и каждый художник пошёл своим путём. Но выпуклое зеркало ван Эйка стало важным источником вдохновения для их последователей – Уильяма Орпена, Марка Гертлера и Чарльза Шеннона. В начале 1900-х годов они тоже включали отполированные поверхности в свои автопортреты и интерьеры. Среди них – «Зеркало» Орпена и «Натюрморт с автопортретом» Гертлера.

1.1. Уильям Орпен, «Зеркало» (1900). Галерея Тейт Британия
1.2. Марк Гертлер, «Натюрморт с автопортретом»

Выставка «Отражения: ван Эйк и прерафаэлиты» в Национальной галерее в Лондоне откроется 2 октября 2017-го и будет работать до 2 апреля 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне