На пресс-конференции  в Москве сообщили подробности о предстоящих показах работ Лейденской коллекции  - одного из крупнейших частных собраний голландского искусства XVII века. Какие картины можно будет увидеть на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» с 26 марта в ГМИИ им. Пушкина, и как их аранжируют в Государственном Эрмитаже с 5 сентября 2018 года? Любопытные факты предстоящего грандиозного показа шедевров голландских мастеров - в нашем обзоре.

В России будет показано 80 произведений живописи и два рисунка, включая полотно Вермеера, двенадцать картин Рембрандта, два портрета кисти Франса Халса, девять произведений Геррита Доу, рисунок Леонардо да Винчи и другие шедевры.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва
Минерва
Рембрандт Харменс ван Рейн
1635, 138×116.5 см

История коллекции


Впервые собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан было представлено широкой публике в 2017 году на выставке в Лувре. До этого времени целиком коллекции никто не видел. Она была собрана за очень короткий срок: с 2002 года, когда супруги Каплан приняли решение и выбрали художественное направление своего будущего собрания, ими были приобретено 250 произведений искусства.
Арт Йоханс де Гелдер. Иуда и Тамар
Иуда и Тамар
Арт Йоханс де Гелдер
1685

«Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище «пылесосы»: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили на рынок столь любимых нами старых мастеров. На протяжении первых пяти лет нашего «кутежа», по выражению «Нью-Йорк Таймс», мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция по уровню и разнообразию представленных в ней произведений Рембрандтовской школы очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина скупала во время собственного «кутежа», задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».
Томас Каплан, предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им.Пушкина

Ян Стен. Пир Антония и Клеопатры
Пир Антония и Клеопатры
Ян Стен
1675, 82.1×107.8 см

В открытом доступе


Томас и Дебора Каплан изначально приняли решение сделать свое собрание максимально публичным; в сотрудничестве с четырьмя десятками музеев они предоставляли свои вещи не только на выставки, но и для длительной экспозиции. Кроме того, у Лейденской коллекции имеется собственный профессионально выполненный и доступный любому пользователю онлайн-каталог, в котором представлены большинство экспонатов, входящих в собрание.

По словам директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, создание Лейденской коллекции – беспрецедентное явление в истории современности, и пример Капланов, которые открыто демонстрируют свое собрание - феноменален: "Работать ради социально-культурного поля, в котором экспонаты живут – это необычайно впечатляюще".


Иллюстрации выше: скриншот страницы theleidencollection.com/collection; фото Томаса Каплана на фоне картины Рембрандта. Источник: www.nytimes.com


Ян Ливенс. Игроки в карты
Игроки в карты
Ян Ливенс
1625, 99×106.7 см

Почему собрание называют "Лейденской коллекцией"?



«Мы чувствуем, что Чарлз Саачи (один из крупнейших английских галеристов) прав, когда говорит, что истории интересны художники, а не коллекционеры. Именно поэтому мы не дали Лейденской коллекции свое имя, но назвали ее в честь города, где родился Рембрандт, и таким образом отдали мастеру дань уважения. В конце концов, как я неоднократно подчеркивал с того самого дня, когда весной 2017 года в Лувре мы открылись, гений – Рембрандт, а не тот, кто покупает его работы. Именно поэтому мы никогда не держали дома ни одной картины, ведь в полном согласии с присущим нам обоим взглядом на вещи, мы испытывали гораздо большее удовольствие, представляя произведения вниманию широкой публики».
Томас Каплан, предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им.Пушкина



Ян Ливенс. Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)
Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)
Ян Ливенс
1631, 66.7×51.8 см

Томас Каплан, историк по образованию, с детства был увлечен произведениями голландских мастеров, не предполагая, что станет их коллекционировать. До собирания картин у семьи уже был опыт коллекционирования: Дебора Каплан к этому моменту уже владела значительной коллекцией мебели 40-50-х годов ХХ века «со всеми главными именами внутри». А ее муж, финансист-миллиардер - не только почитатель живописной старины, но и увлеченный собиратель самолетов-истребителей времен Второй мировой войны.
Геррит (Герард) Доу. Торговка сельдью и мальчик
Торговка сельдью и мальчик
Геррит (Герард) Доу
1664, 43.5×34.5 см

Какие работы покажут на выставке?


На выставках, которые пройдут в России, будет показано 80 произведений живописи и два рисунка; первые картины приедут в Пушкинский музей уже 12 марта. Для сравнения, на первой презентации Лейденской коллекции в Лувре зрителям представили только 32 работы.

В числе шедевров, которые увидят российские зрители, будут демонстрироваться три работы Рембрандта его раннего, так называемого «светлого», периода, которые практически не представлены в российских музейных собраниях, в том числе работа, написанная художником в возрасте восемнадцати лет. Посетители увидят 12 картин Рембрандта Харменса ван Рейна, два портрета Франса Халса, 9 произведений Геррита Доу, 4 работы Яна Ливенса, два рисунка - Рембрандта и Леонардо да Винчи, а также шедевры других мастеров.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затенёнными глазами
Автопортрет с затенёнными глазами
Рембрандт Харменс ван Рейн
1634, 71.1×56 см

Голландцы и Леонардо?


Как рассказал заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков, хотя Леонардо да Винчи и не является голландским живописцем, в данном контексте два представленных на выставке рисунка объединяет зоологическая тематика. Любопытно, что именно с этого рисунка, изображающего медведя, Леонардо в свое время написал горностая в своей известной работе "Дама с горностаем" (1496). 

Леонардо да Винчи. Голова медведя (ок. 1485 года). 7х7 см.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Отдыхающий молодой лев
Отдыхающий молодой лев
Рембрандт Харменс ван Рейн
1642, 11.5×15 см

В состав экспозиции войдет единственное из 36 известных полотен Яна Вермеера, находящееся в частной коллекции - "Молодая женщина за виржиналом" (1672).


Ян Вермеер. Девушка за виржиналием
Девушка за виржиналием
Ян Вермеер
1672, 25.5×20.1 см

Внимание: работа автора "картины из бестселлера"


Карел Фабрициус. Явление ангела Агари
Явление ангела Агари
Карел Фабрициус
1645, 157.5×136 см

"Алтарь и ангел" - это единственная из тридцати дошедших до наших дней работ основоположника дельфтской школы живописи, находящаяся в приватной собственности.



Российской публике покажут картину Карела Фабрициуса, - художника, имя которого вновь громко зазвучало после выхода книги Донны Тартт «Щегол», названной в честь картины художника - мы уже рассказывали об этом литературном произведении, получившем Пулитцеровскую премию.

Читайте в Артхиве: С картинками. Прогулка по выставке голландской живописи с героями романа Донны Тартт "Щегол"


Габриель Метсю. Девушка с шитьем и попугай
Девушка с шитьем и попугай
Габриель Метсю
1663, 35×27 см

Помимо Рембрандта, российские зрители увидят работы других живописцев из Лейдена. В частности, будут представлены фейнсхилдеры («утончённые художники») Франц ван Мирис и Габриэль Метсю, успешно творивший под влиянием Геррита Доу — первого ученика Рембрандта.

Видеоролик выше: работы Геррита Доу из коллекции Капланов.




Среди тринадцати работ ван Мириса в Лейденской коллекции особо ценными являются «Молодая женщина, кормящая попугая», один из самых знаковых образов эпохи, а также «Смерть Лукреции» — величайший шедевр последних лет жизни мастера.
Франц ван Мирис Старший. Смерть Лукреции
Смерть Лукреции
Франц ван Мирис Старший
1679, 38.2×26.7 см

Как отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выставки Лейденской коллекции в Москве и Санкт-Петербурге будут отличаться. Фактически, это будут две разные экспозиции, с разными акцентами, смысловым и художественным обрамлением. Каждый музей – Эрмитаж и Пушкинский музей – продемонстрирует собственный подход к презентации собрания Капланов; по словам Пиотровского, «хорошие картины – это полдела, а вторые полдела – это как их показать».
Константин Андреевич Ухтомский. Николаевский зал
Николаевский зал
Константин Андреевич Ухтомский
В Санкт-Петербурге Лейденская коллекция будет представлена вместе с картинами голландских художников из фондов Эрмитажа, которые в настоящее время выставляются в амстердамском филиале музея. Выставка пройдет в Большом, или Николаевском, зале Эрмитажа, который, по мнению Пиотровского, «может картины либо принизить, либо возвысить, потому что он сам по себе роскошный и с ним бывают разные эксперименты… и он (зал – прим.) – всегда участник этих экспериментов».
Ян Стен. Молитва перед едой
Молитва перед едой
Ян Стен
1660, 52.7×44.5 см

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. Пушкина
будет работать с 26 марта по 22 июля 2018 года.

В Государственном Эрмитаже выставка откроется 4 сентября и будет работать до 13 января 2019 года.


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Титульная иллюстрация: Ян Вермеер. Молодая женщина за виржиналом (фрагмент), 1672.