На прошедшей неделе «звёздами» распродаж произведений старых мастеров, которые провели два ведущих мировых аукционных дома Sotheby’s и Christie’s, стали пейзаж Уильяма Тёрнера и ведута Франческо Гварди. Однако на торгах были проданы другие интересные картины, которые остались в тени лидеров. Редакция «Артхива» выбрала три работы – Яна Сандерса ван Хемессена, Антониса ван Дейка и Рембрандта Харменса ван Рейна – с любопытной историей.

Ян Сандерс ван Хемессен, «Портрет Элизабет, шутовки при дворе Анны Венгерской»


Аукционный дом: Sotheby’s
Эстимейт: £400 - 600 тыс. ($517 - 775 тыс.)
Продан: £2,17 млн. ($2,8 млн.)

Изображение пожилой женщины в странном одеянии неожиданно стало предметом интереса коллекционеров. В результате их битвы окончательная цена картины превысила предварительную оценку в четыре раза. Это несколько странно, ведь описание изобилует словами «вероятно» и «предположительно».
Ян Сандерс ван Хемессен. Портрет Элизабет, шутовки при дворе Анны Венгерской
Портрет Элизабет, шутовки при дворе Анны Венгерской
Ян Сандерс ван Хемессен
Начало XVI века, 49.4×40.4 см
Этот интригующий и очень необычный портрет XVI века, вероятно, представляет Элизабет, шутовку при дворе Анны Венгерской – жены Фердинанда I, эрцгерцога Австрии и затем императора Священной Римской империи. Личность с определённой долей вероятности была установлена по изображению «Глупая Эльс» из коллекции Музея истории искусств в Вене. Несмотря на бросающиеся в глаза различия, на обоих портретах есть сходство. В частности, странный атрибут из колец, нанизанных на шнурок вокруг шеи. Возможно, он предназначался для исполнения какого-то фокуса.

Слева: неизвестный художник, «Глупая Эльс». Музей истории искусств, Вена

Атрибуция картины была предметом многолетних споров. Анализ годичных колец на дубовых досках показал, что деревья были спилены на восточном побережье Балтийского моря в 1507 году. В 1882-м на выставке в британской Королевской академии работу приписали Лукасу Крахану, позже – его школе. Другим предположительным автором был фламандец Квентин Массейс, известный своим пристрастием к безобразным лицам (яркий пример – гротескная «Уродливая герцогиня» из Национальной галереи в Лондоне). Теперь наиболее убедительной признана версия о принадлежности портрета молодому Ян Сандерсу ван Хемессену, который в ранние годы находился под сильным влиянием Массейса.
Квентин Массейс. Уродливая герцогиня
Уродливая герцогиня
Квентин Массейс
1513, 62.4×45.5 см
Даты и места рождения и смерти Глупой Эльс неизвестны. Предполагают, что она происходила из народа саамы (лопь) на дальнем севере Европы. Письмо в руке указывает, что женщина, скорее всего, умела читать. В опубликованных архивах дома Габсбургов ещё не обнаружено ссылок на Элизабет, и единственное подтверждение её существования – этот прижизненный портрет (второй, из Вены, сделан по памяти). В мире известно лишь о двух средневековых изображениях женщин-шутов. Ещё одно – Дура-Джейн (Jane The Foole), служившая английскому королю Генриху VIII, его жёнам Анне Болейн и Екатерине Парр, а также дочери Марии I.

Слева: фрагмент семейного портрета короля Генриха VIII из британского Королевского собрания; изображение шутовки Джейн

Антонис ван Дейк, «Портрет гравёра Жана-Бастиста Барбе»


Аукционный дом: Sotheby’s
Эстимейт: £200 - 300 тыс. ($258,5 - 388 тыс.)
Продан: £1,6 млн ($2,1 млн.)

Окончательная стоимость этого неброского портрета почти в 5,5 раз превзошла самые смелые прогнозы оценщиков. Гризайль×Гризайль (от франц. gris – серый) – вид монохромной живописи, появившийся в период античности и являющийся промежуточным звеном между живописью и рисунком. Чаще всего для этой техники художники используют различные оттенки серого. Ранее гризайль использовали для декорации стен, имитируя с помощью него барельефы. Подобными росписями украшены здания эпохи классицизма. Желаемый объем создавался с помощью света и тени. Со временем гризайль стала частью станковой живописи, то есть создаваемой на мольберте, а диапазон цветов значительно расширился. Сегодня этот способ получения изображения может использоваться как самостоятельный вид живописи. читать дальше входит в серию «Иконографий» – набора картин и рисунков, предназначенных для перевода в офорты. Антонис ван Дейк создавал их с начала 1630-х и до своей смерти в 1641 году. Вероятнее всего, живописец хотел прославить знаменитых современников – художников, печатников, скульпторов – и поднять их статус как людей благородных профессий. Монохромная техника гризайли намного лучше подходит для перевода в гравюру, чем полноцветная картина.
Антонис ван Дейк. Портрет гравёра Жана-Батиста Барбе
Портрет гравёра Жана-Батиста Барбе
Антонис ван Дейк
Начало XVII века, 23.6×16.5 см

Жан-Батист Барбе (1578 – 1649) был гравёром и издателем из Антверпена. В 1606 году он встретил в Италии Рубенса, для которого впоследствии перевёл в офорты множество картин. Художник Ян Эразм Квеллинус отмечал, что у Барбе «было очень уродливое лицо». Но изящные черты на портрете Ван Дейка полностью опровергают эти слова.

Рембрандт Харменс ван Рейн (?), «Портрет бородатого старика»


Аукционный дом: Christie’s
Эстимейт: по запросу
Продан: £2,1 млн ($2,71 млн.)

Эта работа была задокументирована в середине XVIII века, но исчезла с поля зрения публики в 1930-х годах. Её вновь обнаружил в американской частной коллекции куратор вашингтонской Национальной галереи искусств Артур Уилок в 2010 году. Анализ цветовой палитры, живописной техники, пигментов и грунта указал, что это одно из поздних произведений Рембрандта. Однако разногласия в учёном мире по поводу окончательной атрибуции всё же сохраняются, поэтому в каталоге Christie’s портрет значится как «приписанный» голландцу.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет бородатого старика
Портрет бородатого старика
Рембрандт Харменс ван Рейн
1661, 70.2×58.7 см

На изображении есть нечёткая дата «166 [...]». Последняя цифра – либо 7, либо, как считает Уилок и некоторые его коллеги, – 1. Последнюю версию подтверждает сравнение с автопортретом Рембрандта 1660 года из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет
Автопортрет
Рембрандт Харменс ван Рейн
1660, 80.3×67.3 см

Личность пожилого человека также неизвестна. Его положение и формат картины свидетельствуют против того, что это официальный портрет. Тяжёлый меховой плащ, прихваченный сложной металлической застёжкой с двумя жемчужинками, – обычный для Рембрандта троп, указывающий на персонаж из Библии или древней истории. Скорее всего, старика следует рассматривать не как реального человека, а как аллегорическую, историческую или духовную фигуру.

Несмотря на все оговорки, описание «Портрета бородатого старика» в предпродажном каталоге убедило неизвестного покупателя выложить за картину 2,1 млн фунтов стерлингов.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официальных сайтов аукционных домов Sotheby’s и Christie’s