Лучше хороший сосед, чем далёкий друг. Вооружившись этим девизом, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге этой осенью представляет экспозицию «Соседи: портреты из Фландрии 1400 – 1700». Это подборка лучших фламандских картин из Королевского музея изящных искусств, расположенного во втором по величине городе Бельгии – Антверпене. Помимо этого нидерландский музей предлагает поближе познакомиться с некоторыми историческими личностями, которых изображали Рембрандт, Рубенс и другие мастера.

Специально для этой выставки был отреставрирован изумительный портрет художника Авраама Графея, написанный его коллегой Корнелисом де Восом в Антверпене.



Посетительница рассматривает "Портрет Авраама Графея" на выставке «Соседи: портреты из Фландрии». Фото: Маурицхёйс


С 1400-го по 1700 годы искусство портретной живописи в Южных Нидерландах (ныне – Бельгия) вошло в эпоху расцвета. За эти три века дворяне и состоятельные граждане заказывали свои изображения лучшим фламандским художникам того времени. Эти портреты впечатляют в первую очередь непревзойдённым мастерством, с которым черты лиц и характер героев переданы в красках.

1.1. Ганс Мемлинг, "Мужчина с римской монетой (Бернардо Бембо)" (1471 - 1474)
1.2. Эразм Квеллин Младший и Ян Фейт, "Портрет мальчика" (1630 - 1661)

На выставке в галерее Маурицхёйс представлены выдающиеся работы Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Петера Пурбуса, Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Примечательно, что практически все личности на портретах были идентифицированы. Поэтому выставка не только подчёркивает особенности фламандских мастеров. Она показывает, кем были герои этих картин и какими хотели предстать перед зрителями.
Антонис ван Дейк. Портрет художника Мартина Пепейна
Портрет художника Мартина Пепейна
Антонис ван Дейк
1632, 72×56 см

Кто эти «соседи», что сейчас находятся в Маурицхёйсе? Представим нескольких наиболее интересных гостей.


Фрагмент экспозиции с "Портретом Филиппа де Кроя" (ок. 1460) работы Рогира ван дер Вейдена. Фото: Маурицхёйс

Рогир ван дер Вейден. Портрет Филиппа де Кроя
Портрет Филиппа де Кроя
Рогир ван дер Вейден
1460, 49×30 см
По свидетельству одного из летописцев тех лет, дворянин Филипп де Крой (1434 – 1482) был блестяще образованным дипломатом. Благодаря этому, он ещё юношей занял видное место при дворе герцога Бургундского. Однако со временем ради собственной выгоды он оставил своего покровителя и перешёл на сторону его противников.

Портрет аристократа Рогир ван дер Вейден создал приблизительно в 1460 году. Работы этого художника высоко ценились при бургундском дворе за внешнее сходство и изысканность. Неудивительно, что амбициозный Филипп, которому в то время было примерно 25 лет, выбрал именно этого мастера. Рогир изобразил угловатое лицо, длинный нос и выдающееся адамово яблоко своего заказчика одновременно узнаваемыми и стилизованными. Де Крой предстаёт перед зрителем в молитве – на картине видны его руки с длинными тонкими пальцами. Первоначально лицо дворянина было обращено к Деве Марии и Младенцу Христу, чьи образы были написаны на левом крыле диптиха. Впоследствии портрет стал самостоятельной картиной.

Слева: Рогир ван дер Вейден, "Портрет Филиппа де Кроя" (ок. 1460)

Но не все заказчики были склонны выпячивать свой статус. Чрезвычайно богатый Николас Рококс (1560 – 1640) в своё время был одним из самых влиятельных людей Антверпене. Тем не менее, он и его жена Адриана Перес (1568 – 1619) изображены на удивление скромно. Питер Пауль Рубенс написал их портреты на боковых крыльях триптиха. Николас поднял глаза от своего молитвенника, который заложил пальцем, а его супруга перебирает чётки.
Питер Пауль Рубенс, "Эпитафия Николасу Рококсу и его жене Адриане Перес" (1613 - 1615)

Пара молится на центральную панель, где Христос демонстрирует трём апостолам раны от гвоздей на своих ладонях. Художнику в первую очередь нужно было изобразить благочестие заказчиков, поскольку триптих служил «эпитафией» – мемориалом, который был установлен рядом с их общей могилой.

Рубенс написал эти портреты в 1613 – 1615 годах, когда бездетная пара была ещё в расцвете сил. В 1619 году Адриана скоропостижно скончалась, а Николас, хоть и прожил на два десятилетия дольше, больше никогда не женился. После смерти он упокоился рядом с супругой. Картина, изначально висевшая в склепе супругов, должна была напоминать, что их молитва длится вечно.

Слева: посетители выставки перед триптихом Рубенса. Фото: Маурицхёйс

Портреты обычно заказывали сами натурщики или их семьи. Однако портретист Корнелис де Вос сам предложил коллеге Аврааму Графею (известному также как Графеус) написать его изображение. В 1620 году де Вос передал работу антверпенской Гильдии святого Луки, когда тот стал её деканом. Характерное лицо старого Графея было знакомо всем городском художникам – он был knaep’ом (своего рода хранителем или смотрителем), отвечавшим за повседневную работу Гильдии. В число его многочисленных обязанностей входила и организация праздников.

Де Вос изобразил своего героя таким, каким он часто появлялся на торжествах – в фартуке вокруг талии и с кувшином в руке. Он бросает суровый взгляд на что-то за пределами полотна, готовый в любой момент вмешаться в ситуацию. Украшения на груди – это так называемые breuken’ы: серебряные значки в форме щита, принадлежащие Гильдии.


Корнелис де Вос. Портрет художника Авраама Графея
Портрет художника Авраама Графея
Корнелис де Вос
1620, 12×10.2 см

Этот исключительный портрет был отреставрирован специально для выставки в Маурицхёйсе. Оригинальный слой краски остался почти нетронутым после удаления обесцвеченного лака. И теперь зрители могут видеть виртуозное мастерство, с которым художник чередовал скрупулёзно проработанные детали с областями, написанными широкими мазками.

Выставка «Соседи: портреты из Фландрии 1400 – 1700» в галерее Маурицхёйс в Гааге продлится до 14 января 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта галереи Маурицхёйс. Главная иллюстрация: фрагмент "Портрета художника и его жены" (1496) кисти Мастера из Франкфурта