По-королевски щедрый дар делают Музею изящных искусств (МИИ) в Бостоне частные коллекционеры Роуз-Мари и Эйк ван Оттерлоо, а также Сьюзан и Мэтью Уэзерби. Они обязались пожертвовать учреждению 113 картин Золотого века Голландии, в том числе – работы Рембрандта, Антониса ван Дейка, Яна Брейгеля Старшего, Геррита Доу и ещё свыше семидесяти живописцев. Выставка «Шедевры голландской и фламандской живописи» отмечает этот крупнейший подарок европейских полотен в истории МИИ.

Помимо этого меценаты планируют предоставить институту крупную библиотеку и профинансировать создание первого в США Центра голландского искусства.



Посетительницы осматривают картины на выставке «Шедевры голландской и фламандской живописи» в Музее изящных искусств Бостона. Фото: mfa.org


Прекрасно сохранившиеся работы высочайшего качества демонстрируют всё разнообразие жанров, которыми славилась живопись Голландской республики в XVII столетии – будь то портреты кисти Рембрандта Харменса ван Рейна, юмористические жанровые сцены Яна Стена, поэтичные ландшафты Якоба ван Рёйсдала и атмосферные марины Виллема ван де Вельде Младшего, роскошные натюрморты Яна Давидса де Хема, городские пейзажи и интерьеры. В число фламандских картин входят эскизы Питера Пауля Рубенса, портреты Антониса ван Дейка, цветочные инсталляции Амброзиуса Босхарта Старшего и пейзажи Яна Брейгеля Старшего.


Якоб Исаакс ван Рейсдал. Лесистый пейзаж с пастухом
Лесистый пейзаж с пастухом
Якоб Исаакс ван Рейсдал
1660
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Алтье Айленбург
Портрет Алтье Айленбург
Рембрандт Харменс ван Рейн
1632, 73.7×55.8 см

Главной достопримечательностью среди подарков станет «Портрет Алтье Айленбург» (1632) Рембрандта ван Рейна, проданный в 2000-м году на аукционе Christie's за 19,8 млн фунтов стерлингов. Он находится в почти идеальном состоянии и демонстрирует тонкое наложение чёрных тонов на чёрные, а также виртуозное владение кистью. Эта женщина была двоюродной сестрой как будущей жены художника Саскии, так и известного торговца произведениями искусства Хендрика Айленбурга, у которого Рембрандт жил в свой первый приезд в Амстердам. 

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Портрет Алтье Айленбург» (1632). Частная коллекция, Бостон

«Портрет Алтье Айленбург» будет шестым произведением знаменитого голландца в коллекции музея наряду с «Портретом женщины с золотой цепью», написанным в тот же период, и ранним интерьером «Художник в мастерской» (1628).



В числе других ценных работ, которые войдут в собрание МИИ, есть живописный «Зимний пейзаж близ деревни» (ок. 1610 – 1615) Хендрика Аверкампа. Он изображает мужчин, женщин и детей, катающихся на коньках, рыбачащих и играющих в кольф (гольф на льду). Картина напоминает об очень холодных европейских зимах в начале XVII века – эпохе, известной как «малый ледниковый период».
Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж близ деревни
Зимний пейзаж близ деревни
Хендрик Аверкамп
1615, 53.3×94.6 см

Коллекция пополнится «Орфеем, очаровывающем животных» (ок. 1640) – редкой мифологической сценой в творчестве Альберта Кёйпа. Легендарный персонаж на этом полотне играет на скрипке вместо привычной лиры. Картина Геррита ван Хонтхорста «Весёлая группа за балюстрадой со скрипачом и лютнисткой» (ок. 1623) приглашает зрителей принять участие в музыкальной вечеринке. Это важный пример творчества «утрехтских караваджистов» – голландских живописцев, которые привезли на север стиль Караваджо после того, как побывали в Риме.
Альберт Якобс Кейп. Орфей, очаровывающий животных
Орфей, очаровывающий животных
Альберт Якобс Кейп
1640, 113×167 см

Читайте также: Тайная жизнь на картинах голландского Золотого века: Зазеркалье в реальности


Геррит ван Хонтхорст. Весёлая группа за балюстрадой со скрипачом и лютнисткой
Весёлая группа за балюстрадой со скрипачом и лютнисткой
Геррит ван Хонтхорст
1623

Жемчужинами собрания станут работы Геррита Доу и Питера Янса СанредамаПитера Класа и Виллема Кальфа. Последний специализировался на сложных композициях с дорогими продуктами. «Натюрморт с лимонной цедрой» (1664) демонстрирует его способность особо выделять освещённые объекты на тёмном фоне. В «Натюрморте со стаканами и табаком» (1633) Виллем Клас Хеда умело изображает широкий спектр материалов и отражений. Объекты, кажутся беспорядочно разбросанными по столу, но на самом деле художник аккуратно организовал их, чтобы создать интересные формы и тональные гармонии. А «Натюрморт с цветами» (1709) Рашель Рюйш – редкий пример творчества женщины-художника той эпохи.
Виллем Клас Хеда. Натюрморт со стаканами и табаком
Натюрморт со стаканами и табаком
Виллем Клас Хеда
1633

Подарки, которые подучит Музей изящных искусств в Бостоне, станут основой для Центра нидерландского искусства, который должен начать работу в 2020 году.


Питер Пауль Рубенс. Коронация Девы Марии (эскиз)
Коронация Девы Марии (эскиз)
Питер Пауль Рубенс
1623

Институт займётся сохранением, изучением и обменом картин, написанными в Нидерландах в XVII веке (ныне это Голландия и Бельгия). Выставки и программы этого института должны стать магнитом для кураторов и реставраторов, коллекционеров и исследователей, искусствоведов и студентов. Супруги ван Оттерлоо передадут учреждению более 20 тысяч монографий, каталогов и редких книг, собранных покойным искусствоведом Эгбертом Хаверкампом-Бегеманном, который был наставником многих американских специалистов в области голландского и фламандского искусства.

Слева: Питер Пауль Рубенс, «Коронация Девы Марии» (ок. 1623). Частная коллекция

Читайте также: Хороший вопрос. Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?


Осиас Берт. Натюрморт с различными сосудами на столе
Натюрморт с различными сосудами на столе
Осиас Берт
1610

Специальная выставка «Шедевры голландской и фламандской живописи», знаменующая важную веху в истории бостонского Музея изящных искусств, сочетает работы, которые МИИ получит в дар, с полотнами из его собственной коллекции. Экспозиция продлится до 15 января 2018 года.
Виллем ван де Вельде Младший. Голландский флагман становится на якорь близ побережья при свежем ветре
Голландский флагман становится на якорь близ побережья при свежем ветре
Виллем ван де Вельде Младший
1672

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея изящных искусств в Бостоне и artdaily.com. Главная иллюстрация: Геррит Доу, «Спящая собака и глиняный горшок» (1650)