На радостной ноте завершает 2017 год команда Jordaens Van Dyck Panel Paintings Project (JVDPPP). На официальном сайте проекта опубликовано подтверждение того, что картина «Поклонение пастухов», обнаруженная в марте в итальянской Виченце, принадлежит кисти Якоба Йорданса.

Ранее эксперты Музея Майера ван ден Берга в Антверпене посчитали шедевр копией, и долгое время он хранился в запасниках Палаццо Кьерикати.



Якоб Йорданс. Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Якоб Йорданс
1618, 65.3×50 см
Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Фрагмент
Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Фрагмент
Якоб Йорданс
1615

Якоб Йорданс
 (1593 – 1678) считается одним из ведущих представителей фламандского барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
наряду с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. Первый привлекал его к написанию эскизов своих картин и оказал влияние на стиль и творчество. После смерти учителя Йорданс стал самым популярным художником в Антверпене.

Живописца ценили настолько, что даже после его обращения в протестантизм в 1645 году католические церковники продолжали давать ему заказы.

Слева: Якоб Йорданс, фрагмент «Автопортрета с родителями, братьями и сёстрами» (ок. 1615). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Помимо портретов, аллегорий, парадных и мифологических сцен Йорданс часто изображал крестьянский быт и иллюстрировал пословицы. Так, сейчас в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге проходит выставка, на которой его работа «Старики поют – молодые играют» сравнивается с произведением Яна Стена на ту же тему (голландская поговорка «Как старики поют, так молодая труба и играет» по смыслу аналогична русским «Яблочко от яблони недалеко падает» и «Дурной пример заразителен»).
Якоб Йорданс. «Старики поют, молодые играют»
«Старики поют, молодые играют»
Якоб Йорданс
1638, 128×192 см

«Поклонение пастухов» из Виченцы впервые упоминается в музейных кадастрах в 1902 году. Тогда религиозную сцену приписали «стилю Эразма Квеллина Младшего (1607 – 1678)». По чёрно-белым фотографиям, отправленным по почте, фламандские историки искусств позже пришли к заключению, что это копия, имеющая отношение к аналогичной картине из Музея Майера ван ден Берга. С тех пор панель и была записана как таковая в каталоге Муниципальных музеев Виченцы.

В марте нынешнего года специалисты проекта «Панели Йорданса и ван Дейка» начали изучение произведения. Они обнаружили многочисленные пентименто (изменения, внесённые художником во время создания внесённые композицией художника во время покраски), видимые невооружённым глазом.


Кроме того, на оригинальной дубовой панели был обнаружен знак её изготовителя Гильяма Аертсена, члена Гильдии святого Луки с 1612 года. Рядом хорошо видна метка Гильдии, подтверждающая качество доски – замок Антверпена и две ладони. Использование городского бренда для таких основ было закреплено постановлением от 1617 года.

«Поклонение» было написано на двух соединённых дубовых досках. Дендрохронологический анализ показал, что они были вырезаны из дерева, вероятнее всего, срубленного между 1612-м и 1625 годами. Материал по составу близок к тому, который использовал Антони сван Дейк для ранних работ – «Христа» (ныне принадлежит Палаццо Россо в Генуе) и «Апостола Андрея» (Художественный музей Понсе, Пуэрто-Рико). Перед тем, как деревья были срублены и отправлены в Антверпен, они росли рядом в Балтийском лесу, возможно, на территории нынешней Польши.


Антонис ван Дейк. Христос, несущий крест
Христос, несущий крест
Антонис ван Дейк
Начало XVII века, 87×68 см

Искусствоведы также сравнили стиль других «Поклонений», принадлежащих Йордансу, включая версию из Музея Майера ван дер Берга. На основании всех полученных данных эксперты пришли к выводу, что картина из Виченцы – не копия, а оригинал, датируемый примерно 1618 годом.

По-видимому, Якоб Йорданс написал её перед тем, как открыл собственную мастерскую. Он и ван Дейк – оба молодые художники – работали вместе до того, как последний отправился в Англию в октябре 1620-го.

Слева: Антонис ван Дейк, «Христос, несущий крест» (первая четверть XVII века). Палаццо Россо, Генуя

Известный британский искусствовед Бендор Гросвенор также указывает, что человек, который позировал Йордансу для пастуха в левой нижней части картины, часто появлялся и в работах Рубенса того периода. «Я хотел бы узнать, кто он, этот оригинальный хипстер», – пошутил эксперт.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме