Национальный музей в Кракове впервые в нынешнем столетии обратился к творчеству мастера, чьи произведения оставили значимый след как в облике города, так и всей польской культуры целом. К 110-летию со дня смерти великого поэта, живописца, драматурга, дизайнера и сценографа Станислава Выспяньского галерея представила около девятисот работ одного из родоначальников польского модерна.

Это крупнейшая экспозиция произведений Выспяньского в Польше с 2000 года.



Фрагмент экспозиции «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl


Национальный музей в Кракове обладает самой полной и ценной коллекцией одного из самых важных, самобытных и ценимых польских художников конца XIX – начала XX веков. Станислава Выспяньского ставят в один ряд с такими европейским столпами модернизма, как Густав КлимтАльфонс Муха и Антонио Гауди. На родине же его неофициально называют «четвёртым польским бардом» наряду с Адамом Мицкевичем, Юлиушем Словацким и Зигмундом Красинским.
Станислав Выспяньский. Автопортрет с женой
Автопортрет с женой
Станислав Выспяньский
1904, 47.7×62.2 см
Станислав Выспяньский. Аполлон. Дизайн витража
Аполлон. Дизайн витража
Станислав Выспяньский
1904
Станислав Выспяньский (1869 – 1907) родился в семье скульптора Франтишека Выспяньского, однако после смерти матери воспитывался в семье тётки. Первые уроки рисования ему преподал знаменитый живописец Ян Матейко. Позже юноша поступил в Краковскую школу изящных искусств, которая ныне стала академией, носящей имя его первого учителя.

В 1890 году 21-летний художник отправился в путешествие по Европе, а вернувшись в Краков, оказался вовлечён в модернистское движение. С тех пор его карьера была связана с родным городом – церквями и общественными зданиями, для которых Выспяньский разработал новаторские монументальные произведения. В частности, это детали интерьера и витражи×Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. читать дальше для Францисканской церкви в Кракове, Вавельского собора и Дома медицинской ассоциации.

Слева: Станислав Выспяньский, «Аполлон. Дизайн витража» (1904). Национальный музей, Краков
Станислав Выспяньский. Дизайн настенной росписи для Францисканской церкви (цветочный мотив - настурции)
Дизайн настенной росписи для Францисканской церкви (цветочный мотив - настурции)
Станислав Выспяньский
1896
Станислав Выспяньский. Полония. Дизайн витража
Полония. Дизайн витража
Станислав Выспяньский
1894

Станислав Выспяньский умер в 1907 году в возрасте всего 37 лет. Сразу после его кончины был создан комитет, чьей задачей был сбор произведений художника для Национального музея в Кракове. Ещё при жизни живописец подарил учреждению несколько своих работ, в частности, разработки витражей для Кафедрального собора.

На выставке сейчас представлены рисунки, сценографические и типографские эскизы, изысканная коллекция портретов и пейзажей – в основном, сделанных пастелью, которой художник виртуозно владел. Первые работы Выспяньского в этой технике датируются 1890-м и 1894 годами. Ещё во время учёбы в Париже выяснилось, что он страдает аллергией на цинковые белила. Это, среди прочего, одна из причин, по которой мастер начал рисовать пастелью.

Слева: Станислав Выспяньский, «Полония. Дизайн витража» (1894). Национальный музей, Краков
Станислав Выспяньский. Материнство
Материнство
Станислав Выспяньский
1905, 91×58.8 см

Художник изображал родных, друзей и коллег. Частыми героями зарисовок были четверо его детей в различных бытовых ситуациях. Станислав Выспяньский считал, что портрет является отражением момента. Он никогда не рисовал модель, но всегда – особую личность. Образы детей всегда исполнены с огромной нежностью и полны очарования, невинности и искренности. А в многочисленных автопортретах он всегда стремился передать отпечаток пережитого опыта.

Станислав Выспяньский. Зимний пейзаж с Курганом Костюшко
Зимний пейзаж с Курганом Костюшко
Станислав Выспяньский
1905

Краковские пейзажи, особенно виды Вавельского холма, передают любовь к родному городу и польской истории. «Парк Планты на рассвете» (1904) – одна из немногих работ, выполненных маслом. Туманное утро с видом на замок Вавель – пример потрясающего мастерства, с которым художник захватывал и передавал атмосферу родного города. Кроме того, он сделал серию зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его мастерской. К тому времени из-за болезни мастер почти не выходил из дома, а потому много раз изображал этот ландшафт в разную погоду, в разное время суток и при различном освещении.

Слева: Станислав Выспяньский, «Зимний пейзаж с Курганом Костюшко» (1905). Национальный музей, Краков
Станислав Выспяньский. Парк Планты на рассвете
Парк Планты на рассвете
Станислав Выспяньский
1894, 101×201.5 см

Наряду с этими работами в ретроспективе представлены предметы мебели, ткани и другие объекты, созданные Выспяньским, а также его скульптуры, графические проекты, художественные книги и даже некоторые личные вещи.

1.1. Фрагмент ретроспективы «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl
1.2. Фрагмент ретроспективы «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl

Ретроспектива «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове продлится до 20 января 2019 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Национального музея в Кракове и ряда других источников. Главная иллюстрация: Станислав Выспяньский, «Эскиз головы девочки» (1895); Национальный музей, Краков