Столетие со дня рождения одного из самых знаменитых американских художников XX века отмечает Художественный музей Сиэтла. Выставка «Эндрю Уайет. В ретроспективе» – это крупнейший обзор творчества живописца, организованный за восемь лет, прошедших с его смерти. Экспозиция из 110 лучших картин и рисунков Уайета бросает вызов традиционному представлению о нём, как о реалисте и предлагает неожиданный взгляд на его искусство, наследие и влияние.

Кураторы охватили период с конца 1930-х по 2008 год и одолжили несколько редких работ из семейной коллекции Уайетов.



Эндрю Уайет. Зимние поля
Зимние поля
Эндрю Уайет
1942, 44×104.1 см

Эндрю Уайет (1917 – 2009) получил единственное художественное образование – в студии своего отца Ньюэлла Конверса Уайета, знаменитого иллюстратора. Учиться он начал в возрасте пятнадцати лет, а уже к двадцати молодой художник распродал экспонаты со своей первой выставки акварелей в Нью-Йорке. Четыре года спустя он продемонстрировал работы, которые определили его отличительный стиль: очень детальные, удивительно гиперреалистичные картины, выполненные яичной темперой. Этот показ проходил в MoMA в 1943 году – и с того момента Эндрю Уайет начал выходить из тени славы его отца.
Эндрю Уайет. Зима 1946-го
Зима 1946-го
Эндрю Уайет
1946, 79.7×121.9 см
Эндрю Уайет. Кристина Ольсон
Кристина Ольсон
Эндрю Уайет
1947, 63.5×83.8 см

«Ретроспектива» в Сиэтле открывается галереей важных картин, на которых представлены персонажи из мира Уайета, такие как Кристина Ольсон из штата Мэн и Карл Кёрнер, его сосед по Чаддс Форд в штате Пенсильвания. Первый портрет Кристины, которая лишилась возможности ходить из-за мышечной дистрофии, художник написал в 1947 году. Годом позже Нью-йоркский музей современного искусства приобрёл следующее полотно – «Мир Кристины» (см. главную иллюстрацию к статье). Ольсон стала подругой и музой Уайета, который изображал женщину и её дом в штате Мэн каждое лето вплоть до её смерти в январе 1968 года в возрасте 74-х лет.

Слева: Эндрю Уайет, «Кристина Ольсон» (1947). Галерея Кёртис, Миннеаполис
Эндрю Уайет. Троицын день
Троицын день
Эндрю Уайет
1989

«Его портреты, рисунки и пейзажи раскрывают сложный ум, исследующий самые глубокие человеческие эмоции: любовь, смерть и то, как мы переживаем течение времени», – говорит куратор Патрисия Юнкер.



В 1948 году Уайет создал первый портрет Карла Кёрнера, который служил пулемётчиком в немецкой армии в Первой мировой войне. Впоследствии художник сделал множество изображений своего соседа, его жены Анны и их владений. На протяжении многих лет он наполнял новыми смыслами смертности и любви портреты Карла и угнетённой депрессией Анны, которая отказывалась позировать. Их жизнь – это выживание на ферме, где смерть зачастую воспринимается бесстрастно, а любовь – как нечто незначительное.
Эндрю Уайет. Карл и Анна Кёрнеры
Карл и Анна Кёрнеры
Эндрю Уайет
1971, 67×102 см

После первого зала экспозиция организована в строгом хронологическом порядке, прослеживая развитие Уайета от его ранних акварелей к более этапным работам 1940-х – 1950-х годов, техническим экспериментам 1950-х – 1960-х, включающим элементы случайности.


Эндрю Уайет. Косы (из серии "Хельга")
Косы (из серии "Хельга")
Эндрю Уайет
1979, 41.9×52.1 см

В 1970-х Эндрю Уайет увлекается Хельгой Тесторф, которая помогала по дому стареющим Кёрнерам. Он писал её, замужнюю женщину, на чердаке дома Кёрнеров втайне от своей жены Бетси. Их секрет оставался нераскрытым почти пятнадцать лет. Уайет прятал эскизы обнажённой Хельги у соседей, а также рисовал её у своей сестры Кэролин, чья студия примыкала к старой мастерской их отца. Эта скрытая жизнь добавляет психологического напряжения всем произведениям художника в «годы Хельги».

К тому же периоду относятся сложные, более абстрактные картины, которые выделяются среди остального творчества Уайета. В их число входит «Тонкий лёд» (1969), принадлежащий частному коллекционеру из Японии и впервые показанный на Западном побережье.
Эндрю Уайет. Тонкий лёд
Тонкий лёд
Эндрю Уайет
1969

«Я иллюстратор собственной жизни», – говорил Уайет. Всех своих персонажей из Чаддс Форд – живых и к тому времени умерших – художник собрал в работе «Автопортрет. Снежный холм». Работу над картиной он начал в 1987-м – в год своего 70-летия. Бетси Уайет сравнивала своего мужа со шведским режиссёром Ингмаром Бергманом: «Он создаёт мир, который они [его модели] не понимают, и они играют роли безо всякого сценария». Его натурщики танцуют в Кёрнер Хилл, что напоминает финальный танец смерти в культовом фильме Бергмана «Седьмая печать». С тех пор эти люди больше не появлялись на картинах живописца. С того момента Уайет наполнял свои работы всё большей мистикой и символикой. Он продолжал писать до самой смерти в 2009 году в возрасте 91 года.
Эндрю Уайет. Автопортрет. Снежный холм
Автопортрет. Снежный холм
Эндрю Уайет
1989, 83.8×116.8 см

Выставка «Эндрю Уайет. В ретроспективе» в Художественном музее Сиэтла продлится до 15 января 2018 года.


Посетительница на выставке «Эндрю Уайет. В ретроспективе» рассматривает картину «Несущиеся по воздуху» (1996). Фото: Stephanie Fink via Artnet.com


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Художественного музея Сиэтла и Artdaily.com