Музей истории искусств в Вене организовал необычный диалог между произведениями старых и новых мастеров. «Форма времени» – первая групповая выставка, задуманная в рамках программы «Модерн и современность» – объединяет работы прошлого и наших дней. Рядом размещены произведения старых мастеров и тех, кого можно назвать модернистами (с 1800-х годов и по настоящее время) – Тициана Вечеллио и Уильяма ТёрнераРембрандта ван Рейна и Марка РоткоПитера Пауля Рубенса и Марии ЛасснигЭдуара Мане и Диего Веласкеса.

Произведения 19-ти художников из собрания самого Музея истории искусств, а также одолженные у самых значительных музейных и частных коллекций по всему миру, продуманно размещены в залах картинной галереи так, чтобы продемонстрировать общность исторических и современных объектов. Посетителей приглашают смотреть одновременно в прошлое и настоящее, сравнивая экспонаты, разделённые сотнями лет.

Кураторы не пытаются пересказать историю искусства последних двухсот лет, а, скорее, передать разговор, происходящий на протяжении веков, сделать современные работы его частью и продемонстрировать преемственность на протяжении времени.

1.1. Питер Пауль Рубенс, «Шубка (портрет Елены Фоурман)», 1638. Мухей истории искусств, Вена
1.2. Мария Лассниг, «Стоящая Айрис» (1972-73). Фонд Марии Лассниг, Вена

Отправной точкой для выставки стала новаторская книга Джорджа Кублера «Форма времени», вышедшая в 1962 году. В ней автор стремится раскрыть течение времени и пространства, а также эволюцию идей и образов на протяжении веков и культур. Он предложил взглянуть на историю искусства как на резервуар идей, которые неоднократно выходят на поверхность со временем.

1.1. Эдуар Мане, «Мальчик с мечом» (1861). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
1.2. Диего Веласкес, «Портрет принца Фелипе Просперо» (1659). Музей истории искусств, Вена

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке, начиная с картины Уильяма Тёрнера «Бурное море», датированной 1840-ми годами, и заканчивая важной новой работой, созданной специально для выставки известным американским художником Керри Джеймсом Маршаллом в ответ на творчество Тинторетто (см. главную иллюстрацию материала). Вместе с тем, этой выставкой музей демонстрирует дорожную карту своих планов – к творчеству Марка Ротко, чья крупная ретроспектива запланирована на 2019 год, и других художников, которые однажды могут стать объектом более глубокого изучения в стенах галереи.


Выставка также стремится отметить важные события в искусстве с того момента, когда была создана коллекция музея, и до появления современных медиа, таких как фотография, кино и инсталляция. Особое внимание уделено художницам-новаторам и мастерам из-за пределов Европейского континента.

Отдельное значение имеет архитектура выставки. Рядом с работами размещены невысокие помосты, приглашающие зрителя к участию и активизации диалога через личное наблюдение и сравнение произведений.

Экспонаты были предоставлены, в частности, Британским музеем и галереей Тейт в Лондоне, Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, Музеем Пикассо и Музеем Орсе в Париже, Институтом искусств в Чикаго, а также частными коллекционерами. Выставка «Форма времени» в венском Музее истории искусств продлится до 8 июля.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Музея истории искусств в Вене