Нынешней осенью галерея Тейт Британия разместит в своих залах более чем сто картин Моне, Тиссо, Писсарро и других французских художников, которые нашли прибежище в Англии во время франко-прусской войны 1870 – 1871 годов. Выставка «Импрессионисты в Лондоне. Французские художники в изгнании» покажет эстетическое влияние британской столицы на творчество живописцев с континента и представит мгновенно узнаваемые виды города.

Французы внимательно наблюдали за британскими традициями и общественной жизнью, которые заметно отличались от «культуры кафе», привычной им в Париже. Часто беженцы изображали то, что игнорировали их британские коллеги.




Французские художники и скульпторы приехали в Лондон в 1870-х годах по разным причинам. Одни хотели избежать призыва, вторые – по политическим мотивам, третьи, – включая Альфреда Сислея, – поскольку потеряли всё во время вооружённого конфликта. Тем не менее, почти все подчёркивали, что находятся в Лондоне в ссылке, говорит куратор выставки Кэролайн Корбо-Парсонс.
Камиль Писсарро. Кью Грин
Кью Грин
Камиль Писсарро
1892, 46×55 см

«Изгнанников» привлекали атмосферные лондонские туманы, оставлявшие равнодушными их британских коллег. Ещё они были очарованы огромными парками английской столицы, где можно было встретить людей из разных социальных слоёв. Там, в отличие от общественных садов во Франции, разрешалось ходить по траве. Это хорошо демонстрируют картина Камиля Писсарро «Кью Грин» (1892) и пейзаж из Гайд-парка Клода Моне, который одолжит Музей искусств Род-Айленда. На них видно, что люди ходят везде, кроме тропинок.
Клод Моне. Гайд-парк, Лондон
Гайд-парк, Лондон
Клод Моне
1871, 40.5×74 см

Помимо этого в экспозиции можно будет увидеть сразу шесть картин Моне, изображающих британский парламент (Вестминстерский дворец). Такое количество одновременно экспонируется в Европе впервые с 1973 года. Любопытно, что хотя в мире и насчитывается 19 таких видов, ни одного из них нет в британских публичных коллекциях. «И ситуация вряд ли изменится, учитывая их аукционную стоимость в 40 млн фунтов стерлингов», – замечает газета The Guardian.

Эти популярные полотна со зданиями, освещёнными заходящим солнцем или окутанными туманом, отправятся в Лондон из США, Франции и Германии.


Клод Моне. Вестминстерский дворец, эффект солнечного света
Вестминстерский дворец, эффект солнечного света
Клод Моне
1903, 81.3×92.1 см

Моне приехал в Лондон, чтобы избежать призыва в армию, и пробыл там семь месяцев с женой и маленьким ребёнком. У художника не было денег, он не говорил по-английски. Пока живописец находился в бегах, на родине скончался его отец. За всё время Моне создал лишь шесть работ (для сравнения: за три месяца в Голландии он написал 26 полотен).

Тем не менее, именно в Лондоне художник познакомился с Шарлем-Франсуа Добиньи, который ныне признан «отцом импрессионистов». Этот соотечественник стал наставником Моне и в той же английской столице представил его Полю Дюран-Рюэлю - будущему главному покупателю произведений импрессионистов. За свою жизнь арт-дилер приобрёл более 5000 их работ, чем спас многих от голода.
Клод Моне. Здание парламента на закате
Здание парламента на закате
Клод Моне
1904, 81×92 см

Когда Моне возвращался в Лондон с 1899 по 1901 годы, то уже мог позволить себе проживать в отеле «Савой». Рабочий день он планировал так, чтобы утром писать виды мостов Чаринг-Кросс и Ватерлоо из своего номера, а вечером – парламент с крытой террасы через реку в госпитале Святого Томаса.

Десятки холстов живописец закончил уже в своём доме в Живерни, а в 1904 году выставил 37 видов Темзы в Париже. Это стало самым успешным и прибыльным его проектом на тот момент, хотя не многие полотна были куплены британцами.
Камиль Писсарро. Мост Чаринг-кросс
Мост Чаринг-кросс
Камиль Писсарро
1890, 60×90 см

Напомним, весной 2018 года Национальная галерея в Лондоне представит экспозицию «Моне и архитектура». Это станет первой в Британии ретроспективой французского импрессиониста за почти 20 лет.


Альфред Сислей. Молси Уир, Хэмптон-Корт, утро
Молси Уир, Хэмптон-Корт, утро
Альфред Сислей
1874, 51.1×68.8 см

На выставке «Импрессионисты в Лондоне» впервые будут выставлены на публику две работы Джеймса Тиссо. Одна из них – «Парижская коммуна 1871 года» – акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, показывающая ужасы войны и краткое восстание радикально настроенных рабочих, захвативших город. Вторая сцена, «Казнь коммунаров французскими правительственными войсками в Булонском лесу, 1871», показывает мучительную смерть людей, которых сбрасывают со стен крепости, словно тряпичные куклы. Тиссо лично стал свидетелем этому.

Выставка «Импрессионисты в Лондоне. Французские художники в изгнании» откроется в галерее Тейт Британия 2 ноября 2017 года и продлится до 29 апреля 2018-го.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта галереи Тейт, а также газеты The Guardian и artdaily.com. Главная иллюстрация: Клод Моне, "Здание парламента в Лондоне" (1901), Институт искусств Чикаго