Эпопея со зданием уникального в своем роде музея в селе Пархомовка Харьковской области вызвала серьезный резонанс и всеобщий интерес к его истории и коллекции. «Сельский Лувр», «Эрмитаж в глубинке» — фамилии всемирно известных мастеров и подробности работы школьного кружка под руководством учителя истории волнуют не на шутку, провоцируя на броские сравнения.

Действительно, история музея примечательна во всех отношениях, начиная с момента его основания, этапов пополнения фондов, обретения им нынешнего здания и заканчивая эпопеей с угрозой его потери. К счастью, все мытарства, через которые пришлось пройти Пархомовскому художественному музею имени Лунева за последнее время, уже позади: угроза выселения из исторического особняка 19-го века музею больше не грозит.

30 сентября 2017 года банк ПУМБ, который ранее выкупил здание на аукционе у обанкротившейся частной компании, передал усадьбу на баланс Харьковского художественного музея (сельский музей в Пархомовке числится его автономным отделом). В противном случае учреждению пришлось бы столкнуться с большими трудностями: найти в селе подходящее здание, где можно было бы разместить около 7 тысяч экспонатов, практически невозможно, а вывозить их за пределы Пархомовки, согласно завещанию основателя музея Афанасия Лунева, нельзя.
В селе, расположенном в сотне километров от Харькова, находилась усадьба генерал-поручика гусарского полка Ивана Подгоричани. Она и стала домом для необычного народного музея. Интерьеры старинного здания стали идеальным местом для размещения обширной художественной коллекции.


Сегодня экспозиция состоит из залов этнографии, иконописи, отечественного, западноевропейского и восточного искусства, а также зала западноевропейского фарфора.

Скромный сельский учитель истории в 1947 году организовал для своих учеников историко-художественный клуб «Радуга». Школьники занимались поисковой деятельностью, в ходе которой в самой Пархомовке и соседних селах находили старинные предметы обихода, картины, иконы и многое другое. Со временем эти предметы стали экспонатами музея, которому в 2008 году было присвоено имя его основателя.
Афанасий Лунев родился в семье крестьян в Курской губернии. Подростком вместе с родителями он переехал в Донецк (тогда город носил название Сталино), где окончил школу. До начала второй мировой войны изучал историю в Киевском университете им. Шевченко, а годы войны провел в плену в немецких лагерях. Когда он начал учительскую деятельность в Пархомовке, ему было всего 26 лет.


Коллекционированию произведений искусства Лунев посвятил всю оставшуюся жизнь, а по завещанию оставил народному музею и свою личную коллекцию.

Считается, что источником происхождения многих ценных экземпляров, которые оказались разбросаны по сельской местности, была усадьба сахарозаводчика Павла Харитоненко — он владел Пархомовкой в конце 19 века. После революции его имущество, включая солидное собрание живописи и икон, было разграблено. Спустя годы у сельских жителей обнаруживались работы Серова, РепинаИванова и Васильковского. А одна из жительниц принесла рисунок карандашом, автором которого оказался Тарас Шевченко.

1.1. Иван Шишкин. Сосны. Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше . 1883
1.2. Камиль Писсарро. Весна. 1891

Коллекция будущего музея наполнялась по принципу «смелость города берет». В 1950-х, когда школьный клуб перерос в полноценный музей, ученики писали письма художникам с просьбой подарить музею свои произведения, а те не могли отказать детям. Помогали необычному начинанию и серьезные учреждения — Государственный Эрмитаж, Музей имени Пушкина, а также Дрезденская картинная галерея и музей Боде в Берлине.




Среди наиболее ценных экспонатов коллекции — работы авторства Пикассо. Сначала две его работы – «Голубя мира» и «Портрет Фредерика Жолио-Кюри» – Пархомовскому музею подарил писатель, поэт, журналист Илья Эренбург. Позже к ним добавились расписанные испанцем тарелка «Ныряльщица» и ваза «Человек и сова».



1.1. Абрам Архипов. Девушка в розовом. 1910
1.2. Татьяна Яблонская. Портрет О. Алферовой. 1950-е

Сегодня для того, чтобы увидеть шедевры мирового уровня в музее имени Лунева, нужно сначала сесть на автобус из Харькова до райцентра — города Краснокутск, и там пересесть на маршрутку до Пархомовки. На личном автотранспорте стоит следовать по Киевской трассе через Старый Мерчик. Либо же из Киева — через населенные пункты Лубны и Опошню.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Титульная иллюстрация: Владимир Маяковский. Эскизы к костюмам пьесы
Источник фотографий: http://museumparhomovka.com.ua

Автор: Наталья Азаренко