Сопоставить произведения двух великих мастеров современного искусства решили кураторы Музея Тиссена-Борнемиссы в Мадриде. Выставка «Пикассо / Лотрек» – это первый показ, визуализирующий связь, на которую неоднократно указывали искусствоведы. Экспозиция не просто исследует клише молодого Пабло Пикассо, которого творчество Анри де Тулуз-Лотрека увлекло ещё на ранних этапах в Барселоне и Париже. Она прослеживает длительное влияние француза на всю карьеру испанского художника, включая поздний период.

Кураторы собрали более ста работ из примерно шестидесяти публичных и частных коллекций по всему миру. Картины сгруппированы по темам, которые интересовали обоих художников: карикатурные портреты; ночная жизнь; кабаре и театры; суровая реальность маргиналов; цирк и эротическая вселенная публичных домов.

1.1. Анри де Тулуз-Лотрек, «Автопортрет» (1893). Фонд Пьера Жианадды, Мартиньи
1.2. Пабло Пикассо, «Сидящий мужчина в шляпе» (1972). Коллекция Фридера Бурда, Баден-Баден

Пабло Пикассо и Анри де Тулуз-Лотрек никогда не встречались. К тому времени, как первый появился в Париже в октябре 1900 года, второй был серьёзно болен и преждевременно скончался в следующем году. Несмотря на это, радикальное творчество Лотрека и его концепция современности оказали очень сильное влияние на молодого испанца. Благодаря коллеге, Пикассо обнаружил множество аспектов современного общества, которые повлияли на его подход к искусству.
Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветта Гильбер исполняет песенку «Задержитесь дольше, Лу»
Певица Иветта Гильбер исполняет песенку «Задержитесь дольше, Лу»
Анри де Тулуз-Лотрек
1884, 57×42 см

Художественная карьера Лотрека продолжалась всего пятнадцать лет, тогда как у Пикассо растянулась на семь десятилетий. Они оба ещё с детства проявили блестящие художественные задатки и отвергли навязанное им академическое обучение. Их обоих в молодости привлекал Париж и оба последовательно заимствовали из очень похожих исторических источников, таких как ЭнгрДега и Эль Греко. Но одним из ключевых факторов, придающих смысл творчеству обоих художников, было, прежде всего, их мастерство рисования. 

Слева: Анри де Тулуз-Лотрек, «Певица Иветта Гильбер исполняет песенку «Задержитесь дольше, Лу»» (1884). ГМИИ им. Пушкина, Москва

С самого раннего возраста они заполняли сотни альбомов необычайно искусными рисунками. Можно сказать, что оба думали и выражали себя через рисование, а каждой новой работе предшествовали бесконечные эксперименты на бумаге.


Анри де Тулуз-Лотрек. Труппа мадемуазель Эглантин
Труппа мадемуазель Эглантин
Анри де Тулуз-Лотрек
1895, 61.4×79 см
Пабло Пикассо. Автопортрет в цилиндре
Автопортрет в цилиндре
Пабло Пикассо
1901, 58×41 см
Анри де Тулуз-Лотрек очень быстро осознал необыкновенную способность карикатуры выражать индивидуальность его моделей. Он сделал множество таких рисунков, в том числе, играя на своём необычном облике. В 1893 году он изобразил себя рисующим (по другой версии, читающим газету) на обратной стороне плаката «Японский диван» – в запоминающейся шляпе.

Пикассо же поэкспериментировал с карикатурой в «Автопортрете в цилиндре» (1901), где проститутки на заднем плане напоминают работы Лотрека. Характерный стиль и техника, в которых француз изображал танцовщицу Жанну Авриль, видны в работах, вошедших в первую выставку Пикассо в Париже в 1901 году: «Женщина в пелерине», «Женщина в шляпе с перьями» и «Улыбающаяся женщина».

Слева: Пабло Пикассо, «Автопортрете в цилиндре» (1901). Частная коллекция

Анри де Тулуз-Лотрек. В кафе: клиент и анемичная кассирша
В кафе: клиент и анемичная кассирша
Анри де Тулуз-Лотрек
1899, 81.5×60 см

Тулуз-Лотрек оставил непревзойдённую серию образов представителей маргинальной и богемной среды. В Мадриде они представлены работами «В кафе: клиент и анемичная кассирша» (1899), «В отдельном кабинете (В «Дохлой крысе»)» (ок. 1899), а также портретами звёзд ночных шоу – Аристида Брюана, Иветты Гильбер, Жанны Авриль и других. Пикассо также испытывал ненасытное любопытство к экспрессивной ночной жизни Парижа. Это иллюстрируют его полотно «В Мулен Руж», портрет куртизанки Марго «Ожидание» и «Ужинающие». Все три датируются 1901 годом.

Слева: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе: клиент и анемичная кассирша» (1899). Кунстхаус, Цюрих

1.1. Анри де Тулуз-Лотрек, «В отдельном кабинете (В «Дохлой крысе»)» (1900). Галерея Курто, Лондон
1.2. Пабло Пикассо, «Ожидание (Марго)» (1901). Музей Пикассо, Барселона

Пикассо и Тулуз-Лотрека увлекала спонтанная магия цирка. Оба идентифицировали арлекина и клоуна, маргинальных персонажей, с фигурой художника в современном обществе. Француз сделал серию рисунков на эту тему, когда лечился от алкоголизма в 1899 году, а испанец нашёл меланхоличный и драматический подход к ней в 1902-м, когда его циркачи стали олицетворять изгоев парижской ночной жизни.

1.1. Анри де Тулуз-Лотрек, «Цирк, выход на арену» (1899). Музей Гетти, Лос-Анджелес
1.2. Пабло Пикассо, «Сидящий арлекин» (1905). Музей Берггрюна, Берлин

Проституция была ещё одной общей темой двух художников. Но чуткий подход Лотрека далёк от эротического и, подчас, порнографического взгляда Пикассо. Хотя в его картинах видно сочувствие к женщинам, страдающим сифилисом. Их наброски он сделал в больнице Святого Лазаря в 1902 году.

1.1. Анри де Тулуз-Лотрек, «Рыжеволосая в белой блузе» (1889). Музей Тиссена-Борнемисы
1.2. Пабло Пикассо, «Женщина с чёлкой» (1889). Балтиморский художественный музей

Выставка «Пикассо / Лотрек» в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде продлится до 21 января 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы и Artdaily.com