Голландский национальный музей Рейксмузеум представляет «Высшее общество» – подборку из более тридцати пяти портретов могущественных князей, эксцентричных аристократов и сказочно богатых граждан. В течение четырёх столетий они заказывали свои изображения величайшим мастерам в истории искусств – Лукасу Кранаху Старшему, Паоло Веронезе, Диего Веласкесу, Джошуа Рейнольдсу, Томасу Гейнсборо, Джону Сингеру СарджентуЭдварду Мунку и Эдуару Мане.

Центром этой впечатляющей ассамблеи стали свадебные портреты Мартина Солманса и Опьен Коппит кисти Рембрандта, впервые появившиеся на публике после реставрации. Напомним, два года назад Рейксмузеум и парижский Лувр совершили беспрецедентную сделку, купив эти полотна у частного коллекционера Эрика де Ротшильда. Пара работ обошлась в 160 млн евро (ныне это 182 млн долларов), и стала самым дорогостоящим приобретением в истории французского музея. Оба учреждения договорились поочерёдно вставлять у себя эти шедевры эпохи барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
.

За последние 150 лет общественность лишь однажды получила возможность взглянуть на эти бесценные полотна — во время выставки, организованной в 1956 году.


На портретах, датированных приблизительно 1634 годом, предстают купец Мартин Солманс и его будущая супруга Опьен Коппит. Будучи соседями уже вошедшего тогда в моду художника Рембрандта, они заказали ему парное изображение к своему бракосочетанию, заплатив 1000 флоринов.

Картины подчёркивали высокий статус и богатство молодожёнов: в то время портреты в полный рост были прерогативой монархов и аристократов. А пышность одежд 21-летнего жениха и особенно невероятные помпоны на туфлях были объектом насмешек как современников, так и зрителей следующих поколений.

1.1. Рембрандт ван Рейн, «Портрет Мартина Солманса» (1634). Рейксмузейм - Лувр
1.2. Рембрандт ван Рейн, «Портрет Опьен Коппит, жены Мартина Солманса» (1634). Рейксмузейм - Лувр

В качестве других «приглашённых гостей» на этом «дебюте» выступают не менее гламурные полноразмерные портреты из музеев и частных коллекций со всего мира, включая Париж, Лондон, Флоренцию, Вену и Лос-Анджелес. Даты создания работ варьируются от начала XVI до начала XX века. Среди шедевров – парное изображение герцога Саксонии Генриха V Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской. Эти панели, написанные в 1514 году, были первыми официальными портретами в карьере Лукаса Кранаха Старшего.

1.1. Лукас Кранах Старший, «Портрет Генриха V Благочестивого, герцога Саксонского» (1514). Дрезденская галерея старых мастеров
1.2. Лукас Кранах Старший, «Портрет герцогини Катарины Мекленбургской» (1514). Дрезденская галерея старых мастеров

Другим ярким моментом выставки стал портрет Джейн Флеминг, графини Харрингтон кисти Джошуа Рейнольдса. Эта аристократка, признанная одной из самых красивых женщин Англии своего времени, славилась добродетелью (в отличие от своей скандально известной сестры Сеймур Дороти Флеминг, которая, по слухам, имела 27 любовников), безупречным вкусом и щедростью. Она сама пробовала себя в живописи и была патронессой художников. В частности, поддерживала пейзажиста Джона Гловера в начале его карьеры и брала у него уроки. В 1794 году графиня Харрингтон получила высшее звание фрейлины – камер-фрау – при королеве Шарлотте, жене Георга III.

1.1. Джошуа Рейнольдс, «Портрет Джейн Флеминг, графини Харрингтон» (1778). Коллекция Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
1.2. Джованни Больдини, «Портрет маркизы Луизы Казати с грейхаундом» (1908). Частная коллекция

А вот светская львица маркиза Луиза Казати в течение первых трёх десятилетий XX века была известна своей эксцентричностью. В венецианском палаццо Веньер деи Леони (где сейчас расположен Музей Пегги Гуггенхайм) она собирала актёров, писателей и художников, поддерживала Филиппо Томмазо Маринетти, Альберто Мартини, Джованни Больдини, Артура Рубинштейна и многих других. Маркиза Казати шокировала венецианцев, прогуливаясь с двумя гепардами и живыми змеями вместо украшений, устраивала балы прямо на площади Сан-Марко, а немыслимая роскошь и экзотика её званых вечеров вошли в легенду.

В течение жизни Луиза Казати позировала для 130 портретов. В Рейксмузеуме представлена одна из работ Джованни Больдини, которая ныне входит в частную коллекцию. Компаньоном маркизы на ней выступает английская борзая, грейхаунд.


Примечательно, что многие натурщики изображены с собаками, а один – рядом со львом.

Большинство людей на портретах роскошно одеты, что демонстрирует модные тенденции четырёх столетий – от плотно облегающих брюк и дублетов 1514 года до от-кутюр конца XIX века. Фоном для героев служили богато декорированные интерьеры или пейзажи, в том числе и воображаемые.

Слева: фрагмент экспозиции «Высшее общество» в Рейксмузеуме. Фото: rijksmuseum.nl

Эти портреты в полный рост показывают состоятельных людей в их парадных костюмах. Но три отдельных зала кураторы отвели развлечениям, которые в основном проходили за закрытыми дверями – вечеринкам, коктейлям, азартным играм, любовным встречам и визитам в бордели. Восемьдесят гравюр и рисунков из коллекции Рейксмузеума посвящены порокам обжорства, жадности и похоти. Многие юмористические и сатирические сцены часто сопровождаются морализаторскими подписями.

Специально для выставки Рейксмузеум снял шуточный костюмированный ролик о вечеринке в честь открытия экспозиции, где собрались главные герои основных портретов.

Выставка «Высшее общество» продлится 3 июня. Она станет своеобразной увертюрой к Году Рембрандта в 2019-м, когда будут проходить мероприятия, приуроченные к 350-летию со дня смерти художника.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме


По материалам официального сайта Рейксмузеума. Все фото: rijksmuseum.nl