Две картины Сальвадора Дали – «Градива» и «Дом для эротомана» – станут топ-лотами вечерней распродажи произведений сюрреалистов, которую проведёт аукционный дом Sotheby’s в Лондоне в конце февраля. Недавно открытые полотна с начала 1930-х годов находились в коллекции аргентинской графини, купившей их непосредственно у художника, с которым дружила.

Каждая работа получила предварительную оценку в 1,2 – 1,8 млн фунтов стерлингов (1,7 – 2,5 млн долларов США).



Мария де лас Мерседес Адела Атуча и Лавайол стала графиней, выйдя замуж за аристократа де Куэваса де Веру, однако все называли её прозвищем Тота. Она родилась в высокообразованной дворянской семье и провела всю жизнь между Буэнос-Айресом и Европой, особенно Францией. Резиденцию её родителей в Аргентине проектировал знаменитый французский архитектор Рене Сержан, построивший отели Savoy и Claridge's в Лондоне. Тот факт, что родители Тоты поручили ему возведение своего семейного дома, говорит об их интересе к авангарду и модернизму.

Слева: Тота де Куэвас де Вера на веранде дома. Фото: Sotheby's

Друзьями графини были Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Макс Эрнст, Ле Корбюзье, Ман Рэй, писатель Жан Кокто, кинорежиссёр Луис Бунюэль и многие другие знаменитости, творившие в Париже в 1920-х и 1930-х годах.


Сальвадор Дали. Градива
Градива
Сальвадор Дали
1931, 20.6×15.5 см

Композиция «Градива», написанная в 1931 году, объединяет уникальное художественное видение Дали с технической виртуозностью, характерной для его ранних сюрреалистических произведений. Эта полуобнажённая женщина, выписанная в мельчайших подробностях, воплощает мифологическую Градиву – персонаж одноимённого романа Вильгельма Йенсена, изданного в 1902 году.

Герой книги, молодой археолог, одержим женской фигурой с древнеримского барельефа до такой степени, что влюбляется в неё и воображает в реальности. Этот сюжет впоследствии использовал Зигмунд Фрейд в анализе идеализации красоты и представлений о спроецированной и настоящей любви. Дали же ассоциировал Градиву со своей женой Галой. Они познакомились в 1929 году в Кадакесе, куда Гала и её прежний муж Поль Элюар приехали в гости к художнику. Вскоре она стала центром личной и художественной жизни Дали.

Напомним, Фонд Гала-Сальвадор Дали объявил о публикации на своём официальном сайте полного систематического каталога картин художника.


Сальвадор Дали. Дом для эротомана
Дом для эротомана
Сальвадор Дали
1932, 14×18 см

Вторая работа, «Дом для эротомана», передаёт каталонский пейзаж, чьи скалы превращаются в фантастическое изображение, в котором доминируют две сущности. Конечности фигуры слева трансформируются в лошадь, виолончель и автомобиль, а два копья пронзают непонятный, но несколько антропоморфный камень справа. Эти галлюцинаторные композиции, визуальные проявления подсознательного впечатлили Зигмунда Фрейда, который впервые встретил художника в 1939 году.

Две антропоморфные скалы связаны со знаменитой картиной «Анжелюс» художника XIX века Жана-Франсуа Милле, вдохновившей ряд работ Дали в начале 1930-х. В некоторых композициях он прямо ссылается на шедевр французского коллеги, помещая две фигуры в воображаемый ландшафт. В «Доме для эротомана» аллюзия менее очевидна, здесь две формы превращаются в гигантские камни, которые доминируют над окружающим пейзажем.
Жан-Франсуа Милле. Анжелюс (Вечерняя молитва)
Анжелюс (Вечерняя молитва)
Жан-Франсуа Милле
1850-е , 53.3×66 см

Правая скала повторяет оригинальную позу крестьянки с картины Милле, стоящей в профиль, слегка наклонив голову. Её форма пронизана копьями, простирающимися из тела спутника-мужчины. Одновременно с этим мужская и женская фигуры в левом нижнем углу «Дома для эротомана» символизируют Дали и Галу, которые познакомились за несколько лет до создания полотна. Преобразуя каталонские холмы в антропоморфные сексуально наполненные изображения, художник эротизирует пейзаж, на фоне которого проходили его первые встречи с возлюбленной.



Обе работы, которые графиня де Куэвас де Вера купила у Дали, хранились у её наследников по сей день.



Помимо них на распродажу произведений сюрреалистов будут выставлены несколько работ ещё одного выдающегося представителя этого движения – Рене Магритта. В частности, это «Небесная бутылка» (эстимейт 600 – 800 тыс. фунтов стерлингов или 835 тыс. – 1 млн 115 тыс. долларов), один из трёх сосудов, расписанных художником, хранившихся у его вдовы до её смерти в 1986 году.

Образ ярко-голубого неба с белыми и серыми облаками – один из самых знаковых у Магритта. Он появляется в его парадоксальных пейзажах либо вписан в фигуры, например, птиц.

Слева: Рене Магритт, «Небесная бутылка». Фото: Sotheby's

Читайте также: Картину Пикассо, ни разу не появлявшуюся на рынке, продаст Sotheby’s


Рене Магритт. Потерянный всадник
Потерянный всадник
Рене Магритт
XX век

Другим интересным лотом станет работа гуашью «Потерянный жокей» (1 – 1,5 млн фунтов или 1 млн 400 тыс. – 2 млн долларов), вдохновлённая произведениями мастера эпохи Возрождения Паоло Уччелло, жившего и творившего в XV веке.



Кроме того, на торги 28 февраля аукционный дом Sotheby’s выставит среди прочих произведения Макса Эрнста, Мана Рэя и Ива Танги.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby's