Собирая эту сочную витаминную подборку, мы, конечно, не могли ограничиться десятком вишневых групповых портретов, которыми стоит полюбоваться в первую очередь и на их примере выяснить, зачем еще, кроме как для удовольствия – своего и зрительского, художники изображают вишни на полотнах. А потому добавили к ним еще пригоршню-другую – на случай, если у вас разыграется аппетит.

Тайные знаки


Jan Davids de Hem. Floral still life with fruit
Floral still life with fruit
Jan Davids de Hem

Самые реалистичные и безупречные вишни искать нужно, конечно, на голландских натюрмортах. Там они могут встретиться не только в застольной композиции, но и в цветочной. Старые мастера натюрморта – товарищи многозначительные. Ягодки в простоте не нарисуют. Чуть не каждое второе свое полотно они украшают вишенкой, будто это торт. А все потому, что вишня на их птичьем языке – символ доброты и мягкой натуры. Интересно, это они на кого намекают? Уж не на себя ли, милейших?


От игривости до сексуальности


Francois Boucher. Collectors cherry
Collectors cherry
Francois Boucher
1768


Бывает так, что не нужно никакого переводчика с арт-голландского на обывательский. Когда барышня имеет дело с вишнями – будь они у нее хоть в руках, хоть в подоле, а хоть и на голове, – совершенно ясно, что в глазах представителей противоположного пола она выглядит столь же аппетитно, как и эти ягодки.

А собирающая вишни барышня с картины Буше и вовсе напоминает пикантное стихотворение Пушкина «Вишня». Оно довольно большое – на сценарий эротического фильма тянет. Робкая, невинная и прехорошенькая пастушка (поэт не стесняется в выражениях, описывая ее прелести) полезла за вишнями. Но платьем зацепилась за сучок, а тут и пастушок объявился... В общем, закончилось все так:

И вмиг зарезвился
Амур в их ногах;
Пастух очутился
На полных грудях.

И вишню румяну
В соку раздавил,
И соком багряным
Траву окропил.

Согласитесь, с малиной или смородиной было бы совсем не то.

Да, а фривольное это стихотворение мы все учили в школе. Но только его первые четыре строфы, начинающиеся со слов «румяной зарею покрылся восток…»

Разрыв шаблона


Fede Galicia. Cherries in a silver bowl
Cherries in a silver bowl
Fede Galicia
XX century

Не сосчитать, сколько раз мужчины-художники добавляли пикантности своим героиням, подсовывая им вишни. Но бывает и наоборот: женщина не красуется в раме в компании вишен, а сама пишет их на полотне. Ахнули, глядя на натюрморт? А теперь сделайте это еще раз: его автор, итальянская художница Феде Галиция жила на рубеже 16-17-го веков.

Божественные вишни


Titian Vecelli. Madonna with cherries
Madonna with cherries
Titian Vecelli
1518, 81.6×100.2 cm

Выше мы разобрались, что там, где вишни, - там игривость, игра, а то и вовсе что-нибудь фривольное. Но что же эти соблазнительные ягоды делают в библейских сюжетах Тициана и Карраччи?! Символизируют непорочность и Девы Марии, и младенца – есть у вишни, которую еще называют «райской ягодой» (тут ботаники поморщатся: это плод!), и такое значение. Вишне приписывается и еще один символический смысл: нежность. Кроме того, в ней следует видеть печальное предсказание: вишни – это будущая кровь Христа.

Кстати, вишневая (именно вишневая, а не малиновая или алая) мантия Богоматери на православных иконах имеет такой оттенок потому, что напоминает о царских одеждах. Так без лишних слов понятно, что дама в вишневом - Царица Небесная.
Annibale Carracci. Madonna with cherries
Madonna with cherries
Annibale Carracci
120×98 cm

Вишневая королева



Английским художникам часто приходилось писать еще одну непорочную даму – королеву Елизавету I. Зачем мудрить со взглядом и позами, чтобы отразить этот факт из биографии Королевы-девственницы, если можно просто воткнуть в прическу закоренелой холостячки пару вишенок? Как на этом безымянном портрете 16-го века.

Детское лакомство


Edouard Manet. The boy with cherries
The boy with cherries
Edouard Manet
1859, 65×55 cm

Вишни, судя по довольному выражению лица мальчугана и тому, как он их держит, настоящее сокровище для него. Может, ничего вкуснее он не пробовал: на этой картине запечатлен подручный художника – 15-летний Александр моет художнику кисти и выполняет прочие мелкие поручения. Ну, а вишни тут стали для Мане отличным поводом поупражняться и с композицией, и с цветом, и с фактурами – смотрите, как контрастируют глянцевые плоды и шероховатая стена.
John Everett Millais. Ripe cherry
Ripe cherry
John Everett Millais
1879, 134.5×89 cm

А эта красотка – четырехлетняя Эди Рамаж. В таком наряде она прибыла на бал. Ее состоятельный дядя не просто умилился, а заказал прерафаэлиту Милле портрет малышки. Репродукции картины были в Англии популярны – как у нас, вплоть до светских времен, «Всадница» Брюллова.

Художник для пущей красоты усадил маленькую сердцеедку на мешки с вишнями. Наверно, девчушка была легкая, как пушинка, раз картину не назвали «Вишневый джем».

У детворы с вишнями - на лице неизменное выражение: жизнь удалась! С возрастом мало кто позволяет себе такие заявления, да и от кислых вишен – оскомина. Детство – это когда деревья были большими, а вишни сладкими!


Вишни – по Фрейду


Paul Cezanne. Still life with plate of cherries
Still life with plate of cherries
Paul Cezanne
1887, 50×60 cm


Отец психоанализа сказал бы, что иногда вишни – это просто вишни. Вот это стол – за ним сидят. Вот это вишни – их едят. Ну, и полюбоваться – тоже дело.

Приятного аппетита!
Josef Polep. Still life with cherries and cheese
Still life with cherries and cheese
Josef Polep

1.1. Кузьма Петров-Водкин. Яблоко и вишня
1.2. Анри Фантен-Латур. Белые розы и вишни.

Главное фото в материале – Луи Вальта, «Вишни», 1926