Таинственный и многослойный портрет, созданный знаменитой художницей-сюрреалистом, скульптором и писательницей Леонорой Каррингтон, приобрела Национальная галерея Шотландии. Каррингтон написала портрет Макса Эрнста примерно в 1939-м. За два года до того немецкий художник стал её любовником, с которым она сбежала во Францию, оставив свою привилегированную, но сдержанную жизнь в Англии. В Париже на континенте англичанка присоединилась к сюрреалистическому движению.

Портрет Эрнста – одна из самых известных работ Каррингтон с необыкновенной историей. К декабрю 1942 года, после серии потрясений, вызванных началом Второй мировой войны, Каррингтон отдалилась от Эрнста и отправилась в Мексику, где провела значительную часть жизни. Бывшие любовники встретились в Нью-Йорке, где художница преподнесла ему этот портрет в качестве прощального подарка. Взамен он преподнёс ей картину под названием «Леонора в утреннем свете», которую Каррингтон хранила до своей смерти в 2011 году. Больше они никогда не виделись.

Необычный портрет Макса Эрнста полон намёков на сложные и амбивалентные чувства художницы к её возлюбленному.


Леонора Каррингтон. Роскошная птица. Портрет Макса Эрнста
Роскошная птица. Портрет Макса Эрнста
Леонора Каррингтон
1939, 50.2×26.7 см
Леонора Каррингтон, «Портрет Макса Эрнста» (1939). Национальные галереи Шотландии

Леонора Каррингтон (1917 – 2011) родилась в Ланкашире, в семье богатого текстильного промышленника. С детства она была бунтаркой – её дважды выгоняли из школы в Англии, отправили во Флоренцию, а затем в Париж, где она проявила интерес к искусству. Когда 18-летняя девушка вернулась в Британию, семья надеялась, что она найдёт себе хорошую партию. Но у независимой Каррингтон были другие взгляды.

С Максом Эрнстом (1891 – 1976) она встретилась на обеде в Лондоне, где изучала живопись. Каррингтон едва исполнилось 20 лет, ему же было 46 лет, и он состоял во втором браке. Между ними сразу начался роман, и когда Эрнст вернулся в Париж, Каррингтон последовала за ним. Там они попали в круг таких художников как Сальвадор Дали, Пабло ПикассоЛеонор Фини и Жоан Миро. В январе 1938 года картины Каррингтон участвовали в крупной выставке сюрреалистов в Галерее изящных искусств.

В 1938 году – в преддверии войны – пара переехала на юг Франции и поселилась в деревне Сен-Мартен д'Ардеш близ Авиньона. Каррингтон написала портрет Эрнста в заброшенном фермерском доме. Там они провели следующий год, украшая его настенными росписями, скульптурой и мозаикой. Это здание – более или менее сохранившееся – существует и поныне.
Макс Эрнст. Леонора в утреннем свете
Леонора в утреннем свете
Макс Эрнст
1940, 66×82.3 см
Леонора Каррингтон и Макс Эрнст во Франции в 1939 году. Фото: Ли Миллер

На портрете кисти Каррингтон преждевременно поседевший Эрнст с пронзительными голубыми глазами изображён в красном халате из меха или пушистых перьев, который заканчивается рыбьим хвостом (возможно, это отсылка к русалке, которую сделал из бетона для их сада). На одну из его ног надет жёлтый носок в полоску, в правой руке он держит зелёный фонарь с заключённой внутри лошадью. Герой стоит на фоне ледяного пейзажа с горами на горизонте, а ещё одна лошадь, обвешанная сосульками, сидит за его плечом.

Значение картины трудно расшифровать, а сама Каррингтон отказывалась интерпретировать или пояснять свою работу. Подсказки, предположительно, содержатся в её коротких рассказах, ряд которых был опубликован в конце 1930-х и 1940-х годах. В её сочинениях и картинах лошади имели особое значение, выступая в качестве суррогатных автопортретов. Её образ Макса Эрнста отражает некоторую двойственность в их отношениях, чувство эмоционального подчинения и необходимость выйти из тени Эрнста.

В 1940 году Эрнст был заключён в тюрьму как иностранец из враждебного лагеря, и друг убедил Каррингтон бежать из Франции в Испанию, где она оказалась в психиатрической клинике. После освобождения Эрнст обнаружил, что дом продан. Ночью он пробрался туда и вынес несколько оставшихся картин, включая свой портрет, а затем отправился в Лиссабон, где случайно встретил Каррингтон. Она сбежала из больницы и вступила в брак по расчёту с мексиканским дипломатом, рассчитывая отправиться в Америку. Хотя у Эрнста была новая возлюбленная, коллекционер из США Пегги Гуггенхайм, он переживал разлуку с Каррингтон.

Портрет Эрнста после перешёл в коллекцию дочери Пегги Гуггенхайм, та передала его своему мужу, британскому художнику Ральфу Рамни, и с тех пор работа находилась в частных коллекциях. Теперь портрет займет свое место в шотландском музее - это первая работа художницы в коллекции, где уже имеется ряд работ Макса Эрнста.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily