В нью-йоркской Neue Galerie готовятся к открытию выставки «Алексей Явленский». Это будет первая в Соединённых Штатах полноценная музейная ретроспектива, посвящённая творчеству художника-экспрессиониста русского происхождения.

Алексей Явленский (1864 – 1941) в 1896 году переехал в Мюнхен, где стал значительной фигурой художественного авангарда, в первую очередь – экспрессионизма и абстракции.




Выставка будет включать в себя приблизительно 75 картин, написанных с 1900-го по 1937 годы. Это будет изучение хронологического и тематического развития творчества Явленского. Экспозиция составлена из полотен, одолженных у государственных и частных коллекций по всему миру.
Выставка начнётся с ранних фигуративных работ, натюрмортов и пейзажей, а продолжится серией полотен, созданных между 1914-м и 1921 годами. Группа, известная как «Вариации», представляет эволюцию взглядов художника на экспрессию чистого цвета.



Алексей Георгиевич Явленский. Горы Оберстдорф
Горы Оберстдорф
Алексей Георгиевич Явленский
1912, 49×53 см

Затем кураторы покажут подборку полуабстрактных работ под названием «Мистические головы», «Лики Спасителя» и «Абстрактные головы», в которых человеческие лица изображены простыми геометрическими формами и контрастными цветами. Ретроспектива завершится поздними «Медитациями» и натюрмортами, а также рядом картин на духовную тематику, созданных Явленским к концу жизни под влиянием русского православия.

1.1. Алексей Явленский, «Абстрактная голова: Позднее лето (Полумесяц)» (1928)
1.2. Алексей Явленский, «Медитация: мой дух продолжит жить» (1936)

Алексей Явленский родился в городе Торжок Тверской губернии в 1864 году, учился в московской школе, а затем поступил в Петербургскую академию художеств, где ему преподавал живописец-реалист Илья Репин. Всё больше разочаровываясь в реализме, Явленский после встречи с художницей Марианной Верёвкиной переезжает в Мюнхен. Там он вместе с Василием Кандинским поступил в обучение к Антону Ажбе.
Алексей Георгиевич Явленский. Автопортрет в цилиндре
Автопортрет в цилиндре
Алексей Георгиевич Явленский
1904, 56×46 см

Алексей Явленский попал под сильное влияние творчества фовистов после нескольких поездок во Францию, где познакомился с искусством Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса и Винсента Ван Гога.


Алексей Георгиевич Явленский. Мурнау
Мурнау
Алексей Георгиевич Явленский
1910, 32.9×42.3 см

В 1908 году Явленский на несколько недель присоединился к Кандинскому, Веревкиной и Габриели Мюнтер для работы в баварском городке Мурнау к югу от Мюнхена, где они жили. Годом позже Явленский, Кандинский и их единомышленники создали ассоциацию художников «Новое Мюнхенское художественное объединение».
Алексей Георгиевич Явленский. Византийская женщина (Яркие губы)
Византийская женщина (Яркие губы)
Алексей Георгиевич Явленский
1913, 64×53.5 см

Явленский был дружен с Паулем Клее, Августом Маке, Францем Марком и художниками, связанными с объединением «Синий всадник». В начале Первой мировой войны живописец перебрался в Швейцарию, где оставался в течение семи лет. В 1921 году он переехал в Висбаден на юге Германии, где жил и работал до своей смерти в 1941 году.

Алексей Явленский много выставлялся в течение жизни и оказал сильное влияние на ключевые события, сформировавшие современное изобразительное искусство. Однако в Соединённых Штатах его творчество не очень хорошо известно.


Слева: Алексей Явленский, «Византийская женщина (Яркие губы)» (1913)

Ретроспектива «Алексей Явленский» в нью-йоркской Neue Galerie начнёт работу 16 февраля и продолжится до 29 мая. 



По материалам официального сайта Neue Galerie.