Любители искусства всё же получат шанс воочию увидеть скандально известную «коллекцию Гурлитта». Уже в нынешнем году два музея – в Швейцарии и Германии, – начнут параллельную демонстрацию сотен из примерно полутора тысяч произведений искусства, которые затворник Корнелиус Гурлитт, сын нацистского арт-дилера, многие десятилетия хранил в своих квартирах в Мюнхене и Зальцбурге.

Экспозиции откроются в ноябре одновременно в Бернском музее изобразительных искусств (Швейцария) и Федеральном выставочном зале в Бонне (Германия).



Франц Марк, «Пейзаж с лошадьми» (ок. 1911) - рисунок гуашью на цветной бумаге, найденный в квартире Корнелиуса Гурлитта


Напомним, информация о тайных сокровищах была обнародована в 2013 году в ходе финансового расследования. Тремя годами ранее во время таможенной проверки в поезде у 78-летнего Корнелиуса Гурлитта нашли 9 тыс. евро наличными, что несколько превышало допустимую сумму. Представителям закона показалось странным, что у пожилого человека нет легального источника доходов и пенсии, а в социальной и налоговой службах отсутствуют данные о нём.

Следователи получили ордер на обыск квартиры Гурлитта в Мюнхене, где обнаружили почти полторы тысячи произведений – в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Пауля Клее, Оскара Кокошки и многих других.


Слева: рисунок пастелью "Портрет девочки" (ок. 1900) Пьера Огюста Ренуара из "коллекции Гурлитта". Фото размещено на немецком сайте Lost Art Internet Database
За свою скрытность Корнелиус Гурлитт получил в СМИ прозвища "фантом" и "человек-невидимка"


Работы собрал Хильдебранд Гурлитт, отец Корнелиуса, в период нацистского правления. Тогда он по поручению Геббельса продавал за границу так называемое «дегенеративное искусство». По окончанию войны арт-дилер смог убедить союзников, что вся коллекция погибла во время бомбёжки, а сам он подвергался гонениям. После смерти родителей Корнелиус Гурлитт унаследовал бесценное собрание, и время от времени продавал некоторые шедевры, чтобы обеспечить свою жизнь.
Макс Либерман. Два всадника на берегу
Два всадника на берегу
Макс Либерман
1901, 72×92 см
Картина Макса Либермана "Два всадника на берегу" (1901) из "коллекции Гурлитта" весной 2015 года была возвращена внучатому племяннику довоенного владельца. Сразу после этого она была продана на аукционе Sotheby’s за почти 3 млн долларов

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша "Японский диван"
Афиша "Японский диван"
Анри де Тулуз-Лотрек
1893, 80.8×60.8 см
Незадолго до своей кончины в 2014 году Корнелиус Гурлитт завещал все произведения Бернскому музею изобразительных искусств. Это учреждение планировало представить коллекцию публике весной 2017 года. Однако планам помешали юридические баталии: завещание Гурлитта попыталась оспорить Ута Вернер, кузина покойного.

Она настаивала, что её родственник страдал психическим расстройством и не был способен сформулировать последнюю волю. Женщина считает, что брат страдал навязчивой идеей спасти картины от нацистов, и потому завещал их Швейцарии, а не оставил в Германии. Однако мюнхенский суд в декабре прошлого года вынес решение в пользу музея в Берне.

Слева: копии плаката Анри де Тулуз-Лотрека "Японский диван" (1898) находятся в собраниях музея художника в Альби, Метрополитен-музея в Нью-Йорке и в "коллекции Гурлитта"



Работа Камиля Писсарро (La Seine vue du Pont-Neuf, au fond le Louvre, 1902) также была обнаружена в коллекции Гурлитта


Конечно, вокруг коллекции продолжаются расследования, в частности, по поводу происхождения работ: немецкие власти выясняют, какие из них были изъяты нацистами насильно или проданы под давлением. На данный момент рабочая группа обнаружила законных владельцев лишь пяти произведений.
Одной из картин, нашедших законных владельцев, стала "Женщина с веером (Сидящая женщина)" Анри Матисса. На снимке: Кристофер Маринелло, адвокат семьи Розенберг, осматривает полотно в мае 2015 года - перед тем, как оно было возвращено наследникам жертв нацизма. Фото: AFP Photo / Wolf Heider-Sawall 


Синхронные выставки в Берне и Бонне будут носить практически одинаковое название. В Швейцарии это будет «Досье Гурлитта: «Дегенеративное искусство» конфискованное и проданное», а в Германии – «Досье Гурлитта: нацистская кража искусства и её последствия». Немецкие кураторы сделают акцент на истории евреев – коллекционеров и антикваров – которые стали жертвами грабежей.

Экспозиция в Бонне будет включать около 150 работ, в Берне – 100. Первая продлится со 2 ноября 2017-го по 4 марта 2018 года, вторая – с 3 ноября по 11 марта соответственно. После окончания работы Музей изобразительных искусств и Федеральный выставочный центр «поменяются» выставками.



По материалам artnet.com и ряда других источников