Центр Помпиду в Париже вновь открывает публике Андре Дерена – блестящего живописца, который сыграл важную роль в появлении таких авангардных течений, как фовизм и кубизм×
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
читать дальше
. Выставка «Андре Дерен, 1904 – 1914. Радикальное десятилетие» прослеживает разные этапы его карьеры накануне Первой мировой войны. В центре экспозиции – летние произведения 1905 года, написанные в Коллиуре, серия лондонских пейзажей и группы работ на тему танца и купания.

Это первая крупная ретроспектива Дерена во Франции за последние более чем два десятилетия – с момента выставки в Музее современного искусства в Париже в 1994 году.



Андре Дерен. Порт в Коллиуре
Порт в Коллиуре
Андре Дерен
1905, 59.5×73.2 см
Андре Дерен. Солдатский бал в Сюрене
Солдатский бал в Сюрене
Андре Дерен
1903, 180×144.9 см
Отец Андре Дерена (1880 — 1954) хотел, чтобы сын поступил в Политехническую школу и выучился на инженера. Однако тот предпочёл карьеру художника. Судьба свела его с Анри Матиссом, который впоследствии убедил родителей юноши поддержать его стремление. Лето 1905 года Дерен провёл вместе с супругами Матисс в Коллиуре – и именно там начал писать вызывающе-яркие пейзажи. Той же осенью он, Матисс, Альбер Марке и Морис Вламинк выставили свои радикальные работы в парижском Осеннем салоне независимых, заслужив от критиков прозвище «дикие» (fauve, фов). Отсюда и пошло название течения – фовизм.

Слева: Андре Дерен, «Солдатский бал в Сюрене» (1903). Сент-Луисский художественный музей
Андре Дерен. Лодки в порту Коллиура
Лодки в порту Коллиура
Андре Дерен
1905, 72×91 см

Враждебное отношение публики не отпугнуло крупного парижского галериста Амбруаза Воллара. После выставки он не только скупил оптом все картины в мастерской Дерена и заказал ему роспись посуды, но и оплатил художнику поездку в Лондон. Арт-дилер пожелал получить серию пейзажей с берегов Темзы – и Дерен привёз из британской столицы 30 картин.
Андре Дерен. Биг-Бен
Биг-Бен
Андре Дерен
1907, 79×98 см
Андре Дерен. Солнечные эффекты на воде, Лондон
Солнечные эффекты на воде, Лондон
Андре Дерен
1905, 80.5×100 см

Вернувшись в Париж, Дерен нашёл нового единомышленника в лице Пабло Пикассо и увлёкся творчеством Поля Сезанна. Его работы приобрели объём, вес и чёткость форм – так начался «кубистский» этап карьеры. Впрочем, к дальнейшим экспериментам последователей этого течения художник не примкнул, посчитав этот путь «тупиковым». Своё разочарование он выразил тем, что сжёг большинство картин того периода – и теперь его имя не часто употребляется в одном ряду с такими отцами-основателями кубизма, как Пикассо и Жорж Брак.

1.1. Андре Дерен, «Пейзаж близ Кассиса» (1907). MoMA, Нью-Йорк
1.2. Андре Дерен, «Кадакес» (1907). Центр Жоржа Помпиду, Париж
Андре Дерен. Натюрморт
Натюрморт
Андре Дерен
1912, 92×73 см

Помимо живописи Дерен экспериментировал в рисовании, ксилографии, скульптуре, керамике и киносъёмках, а также занимался фотографией – эта страсть сопровождала его всю жизнь. Период, предшествующий Первой мировой войне, знатоки творчества художника называют «мощным и увлекательным».

Выставка «Радикальное десятилетие» исследует малоизвестные архивы Дерена – его фотоснимки, коллекции гравюр и репродукций произведений искусства, а также переписку.

Слева: Андре Дерен, «Натюрморт» (1912). Центр Жоржа Помпиду, Париж
Андре Дерен. Три персонажа на траве
Три персонажа на траве
Андре Дерен
1906, 38×55 см

В экспозицию включено около семидесяти картин, большое количество работ на бумаге (акварели, рисунки, этюды и гравюры), скульптуры и приблизительно полсотни фотографий. Их дополняют скульптуры и керамика африканских народов и маори. Хуожник собирал их и копировал в Британском музее в 1906 году.


Выставка «Андре Дерен, 1904 – 1914. Радикальное десятилетие» в парижском Центре Жоржа Помпиду продлится до 29 января 2018 года.




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Центра Жоржа Помпиду. Главная иллюстрация: Андре Дерен, «Танец» (1906), частная коллекция