Упражнения в штриховке, свадебное «селфи», пророчество на века… Автопортреты Альбрехта Дюрера - уникальная история познания себя, природы и Бога. Факты и подробности об этих работах мастера – в нашем видеоролике.



Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - крупнейший немецкий живописец и гравёр с прижизненной мировой славой, выдающийся геометр и инженер-фортификатор, родоначальник европейской акварели, механик, архитектор и теоретик искусства. Художник соединил открытия итальянского Ренессанса с художественными традициями северной Европы.

Все автопортреты Дюрера и подробные истории о них  - в специальной публикации Артхива.



Альбрехт Дюрер. Автопортрет с этюдом руки и подушки (лицевая сторона листа)
Автопортрет с этюдом руки и подушки (лицевая сторона листа)
Альбрехт Дюрер
1493, 27.8×20.2 см

...Автору этого автопортрета чуть-чуть за двадцать. Здесь уже использован не серебряный карандаш, а перо и чернила. А сам Дюрер — больше не подмастерье ювелира, а начинающий художник. Его отец очень жалел о тщетных усилиях, затраченных на обучение Альбрехта «золотых и серебряных дел мастерству», но, видя настойчивость, с какой сын стремится стать художником, отдал его учиться к живописцу и резчику Михаэлю Вольгемуту, после чего Дюрер отправился, как тогда было принято, в творческое путешествие. «Годы странствий», во время которых исполнены эти автопортреты, сделают из него настоящего мастера.

Автопортрет с этюдом руки и подушкой, на первый взгляд, кажется чем-то вроде карикатуры, дружеского шаржа на самого себя. Но, скорее всего, никакого тайного смысла тут нет и это просто графическое упражнение. Дюрер «набивает руку», тренируется создавать с помощью штриховки полноценные трёхмерные объекты и анализировать, как ложатся штрихи, фиксирующие их деформации: на оборотной стороне автопортрета изображены 6 по-разному примятых подушек.
Альбрехт Дюрер. Шесть этюдов подушек (обратная сторона "Автопортрета с этюдами руки и подушки")
Шесть этюдов подушек (обратная сторона "Автопортрета с этюдами руки и подушки")
Альбрехт Дюрер
1493, 27.8×20.2 см

В 1500 году художник пишет себя в иконописном образе, близком к изображению Христа. Ведь тогда был «миллениум», рубеж XV и XVI веков, и вовсю циркулировали слухи о конце света, которым и сам религиозный Дюрер не без трепета внимал. Он лично видел комету в небе (предвестницу Апокалипсиса) и кошмарные сны о большом потопе.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет
Автопортрет
Альбрехт Дюрер
1500, 67×49 см

Скупой? Рыцарь! "Альбрехт Дюрер оставил нам интереснейший документ – «Дневник путешествия в Нидерланды». Это расходная книга, педантичность записей в которой вызывает невольную улыбку.
Дюрер сообщает, сколько гульденов, пфеннингов, штюберов и вайспфеннингов (виды валюты меняются по ходу его перемещений) он платил за груши и вино, чётки из кедрового дерева и буйволовый рог, череп из слоновой кости и точёную шкатулочку, рубашку из красной шерсти и туфли для жены; сколько он истратил на купание и по скольку дал посыльному, привратнику, скорняку и портному. Порой Дюрер с удовлетворением сообщает, что его обед оплатил кто-то из тех, с кем он знакомится в ходе путешествия. А также, что один знакомец прислал ему сотню устриц, а другие – 4 кувшина вина, бархатный кошелёк, коробку хорошего лекарственного снадобья, 7 брабантских локтей бархата или ящик лимонного сахару. Художник скрупулёзно фиксирует, сколько выручил за гравюры и сколько пропил с друзьями, сколько дал аптекарю за клистиры и сколько – монаху, исповедовавшему его жену.
В общем, если бы в нашем распоряжении были только эти записи, можно было бы заключить: художник Альбрехт Дюрер – это самый практичный гений в истории. Однако дело обстояло ровно (ну, или почти) наоборот..." - биография художника в Артхиве.



Альбрехт Дюрер. Портрет молодой венецианской женщины
Портрет молодой венецианской женщины
Альбрехт Дюрер
1505, 32.5×24.5 см

Из ключевых событий в мире искусства 2018 года особо отметим выставку «Альбрехт Дюрер. Возрождение×Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? читать дальше между Германией и Италией» в Королевском дворце Милана, которая открывается 21 февраля и завершает работу 24 июня 2018 года. Работа, приведенная выше, фигурирует на афишах мероприятия.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме