Центр Помпиду в Париже открыл наиболее полную в истории ретроспективу, посвящённую творчеству Дэвида Хокни. Выставка приурочена к 80-летию мастера, которого называют самым значительным из ныне живущих британских художников. Зрителям представлено более 160 произведений, включая самые знаковые полотна – плавательные бассейны, двойные портреты и монументальные пейзажи.

«Я предпочитаю жить в цвете» (с) Дэвид Хокни



Дэвид Хокни. Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)
Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)
Дэвид Хокни
1972, 305×214 см

В центре внимания выставки, в частности, интерес Хокни к современным технологиям для производства и воспроизведения изображений. Постоянно заботясь о том, чтобы как можно шире распространять свои работы, художник использовал камеру, факс, компьютер, принтер, а недавно овладел iPad’ом. Суть творчества для него – возможность делиться своими работами.

«То, что художник пытается сделать для людей, приближает их к чему-то. Потому что искусство, конечно, заключается в возможности делиться. Вы не были бы художником, если бы не хотели поделиться опытом, мыслью» (с) Дэвид Хокни


Дэвид Хокни. Автопортрет
Автопортрет
Дэвид Хокни
1954, 42×29.8 см
Выставка в Центре Помпиду открывается картинами молодого Хокни, созданными во время учёбы в художественном колледже в его родном Брэдфорде. Образы промышленной Англии свидетельствуют о влиянии на него учителей-соцреалистов, членов так называемой «Школы кухонной мойки».

В Школе искусств Брэдфорда и Королевском колледже искусств в Лондоне Хокни открыл и впитал английский абстрактный экспрессионизм×
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
читать дальше
, представленный Аланом Дэви. У Жана Дюбуффе он нашёл стиль, который соответствовал его стремлениям к экспрессивному и доступному искусству, а во Фрэнсисе Бэконе – смелость обозначать тему гомосексуальности. Наконец, творчество Пикассо убедило его, что художник не должен ограничиваться одним стилем. Одна из ранних выставок Хокни назвалась «Демонстрация универсальности».

Слева: Дэвид Хокни, "Автопортрет" (1954). Частная коллекция

«Рисование, скорее, похоже на игру в шахматы: ваши мысли бегут быстрее ходов, которые вы в итоге делаете» (с) Дэвид Хокни


Дэвид Хокни. Большой всплеск
Большой всплеск
Дэвид Хокни
1967, 242.5×243.9 см

В 1964 году Хокни переехал на Западное побережье США и стал певцом солнечной и гедонистической Калифорнии, а его «Большой всплеск» (1967) приобрёл культовый статус. Там же он начал писать большие двойные портреты, которые отмечают реализм и фотографическое перспективное видение. В Соединённых Штатах Хокни столкнулся с влиянием абстрактного формализма и минимализма. На это он откликнулся, изображая фасады и геометрически скошенные лужайки, а также рисуя воду в плавательных бассейнах при разном освещении.

«Рисование заставляет вас видеть вещи всё чище и яснее – до тех пор, пока не заболят глаза» (с) Дэвид Хокни


Дэвид Хокни. Мистер и миссис Кларк и Перси
Мистер и миссис Кларк и Перси
Дэвид Хокни
1971, 212×305 см
Дэвид Хокни. Каньон Николс
Каньон Николс
Дэвид Хокни
1980, 152.4×213.3 см


Ещё раз обратившись к кубизму, Хокни с помощью камеры Polaroid создавал так называемые «объединения» – представления объектов с помощью несколько соединённых изображений. К ним относится, например, «Шоссе Пирблоссом, 11-18 апреля 1986» из более чем ста фотографий, снятых с разных ракурсов.

«Искусство должно двигать вас, а дизайн – нет. Разве что хороший дизайн для автобуса» (с) Дэвид Хокни

В 1997 году Хокни вернулся в сельскую Северную Англию своего детства. Его пейзажи отражают его сложное переосмысление вопроса о пространстве в живописи. Используя камеры высокой чёткости, он также привнёс движение в кубистское пространство своих полароидных «объединений», совмещая видеоэкраны для составления цикла из четырёх сезонов.

Слева: Дэвид Хокни, "Каньон Николс" (1980). Частная коллекция

«Я очень рано встаю, не люблю пропускать этот прекрасный утренний свет» (с) Дэвид Хокни


Дэвид Хокни. Тележка с красками
Тележка с красками
Дэвид Хокни
1985, 104×155 см

В 1980-х годах Хокни начал изучать новые цифровые графические инструменты, делая новые виды изображений. За компьютером последовал смартфон, а затем iPad, который художник использует для создания все более сложных рисунков, распространялся среди своих друзей через интернет.

«Я каждый день рисую цветы и отсылаю своим друзьям, чтобы каждое утро у них были свежие цветы» (с) Дэвид Хокни


Дэвид Хокни. Шоссе Пирблоссом, 11-18 апреля 1986
Шоссе Пирблоссом, 11-18 апреля 1986
Дэвид Хокни
1986, 198×282 см

Ретроспектива Дэвида Хокни в Центре Помпиду, подготовленная вместе с лондонской галереей Тейт и Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, продлится до 23 октября. Кроме того, в день рождения художника, 9 июля, Музей Гетти в Лос-Анджелесе откроет выставку «С днём рождения, мистер Хокни», где представит редкие автопортреты, «полароидные» композиции, а также шедевр из своей коллекции – «Шоссе Пирблоссом № 2», который в последний раз выставлялся в 2008 году.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Центра Помпиду и ряда других источников. Главная иллюстрация: Дэвид Хокни, «Парк источников, Виши» (1970)