Известный рисунок Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон», который пропал 22 года тому, возвращается в родную коллекцию Музея русского искусства в Ереване. О находке акварельной работы стало известно весной 2017 года, рисунок тщательно отреставрировали специалисты Государственной Третьяковской галереи.

На восстановление работы Врубеля ушло около семи месяцев. По словам заведующей отделом графики Третьяковской галереи Ирины Шумановой, рисунок, который попал к реставраторам, «представлял из себя фактически руины. Он распался на несколько кусков, видимо, от варварского обращения. Причём эти фрагменты были площадью от нескольких сантиметров до долей миллиметра. Эдакий паззл. То есть его буквально собирали по крупицам. Спасибо нашему реставратору Инне Солововой, она волшебница». Линии разрушения, к большому счастью, прошли только по заднему плану картины, изображение фигур не пострадало.
Поводом для возвращения найденной и восстановленной работы послужила недавняя встреча Президентов России и Армении, прошедшая в Москве 15 ноября 2017 года.
Фото: РИА Новости


Удивительно, что в 1995 году грабители, проникшие в музей, взяли одну-единственную картину - иллюстрацию Врубеля к «Демону» Лермонтова. Видимо, это была заказная кража.

По словам хранителя фондов Музея русского искусства в Ереване Веры Кальчуриной, по ночам в музее всегда присутствовали представители специальной охранной службы с собаками. «В трагический день работник отсутствовал, оставив только собаку... Вероятно, вор знал об этом, и ничто ему не помешало. Окно было сломано, и это выглядело как целенаправленное похищение именно полотна Врубеля», — говорит Вера Кальчурина.
Михаил Александрович Врубель. Демон и Ангел с душой Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Демон и Ангел с душой Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Михаил Александрович Врубель
1890-е

Тогда уголовное дело было, что называется, спущено на тормозах. Полицейского, которого обвинили в халатности, освободили прямо в зале суда. Никакой информации о пропавшей картине не было вплоть до марта 2017 года, когда российский президент Путин в одном из выступлений сообщил о находке и намерении вернуть работу Врубеля в Армению. Персонал Музея русского искусства в Ереване крайне заинтересован в подробностях событий, при которых картина была обнаружена, и надеются, что вскоре с ними поделятся информацией на этот счет.

Все прошедшие годы сотрудники музея жили надеждой, что картина будет найдена, рассказывали об этой трагической истории в ходе экскурсий. Копия «Ангела с душой Тамары» по сей день украшает кабинет директора, каждый день напоминая об утрате — а теперь уже о вновь обретенном шедевре. По словам хранителя фондов, «теперь, конечно, мы более спокойны и ожидаем возвращения картины Врубеля. Пока мы не увидим, не дотронемся до нее — мы, вероятно, не поверим в наше счастье».

Тринадцать Демонов Михаила Врубеля - читайте увлекательную историю о художнике из собрания Артхива. 




Помимо иллюстрации к «Демону» в коллекции Музея русского искусства есть еще три работы Михаила Врубеля, в том числе две картины, которые входят в постоянную экспозицию. Это картина «Сафо», созданная художникам в 1880-х, и этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше «Испанская танцовщица».

Михаил Врубель. Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше к картине «Испанская танцовщица в красном». Коллекция Музея русского искусства в Ереване.
Михаил Врубель. «Сафо». Коллекция Музея русского искусства в Ереване.



Возвращаясь к работе «Ангел с душой Тамары и Демон», напомним: иллюстрации к произведениям Юрия Лермонтова создавались Михаилом Врубелем для юбилейного издания сочинений поэта, которое в 1891 году готовил к печати Петр Кончаловский. Помимо Врубеля, он пригласил к сотрудничеству еще троих молодых художников: СероваПастернака и Коровина. После публикации рисунки Врубеля разошлись по частным коллекциям; в частности, «Ангел с душой Тамары и Демон» был куплен Саввой Мамонтовым. Через некоторое время рисунок попал в коллекцию знаменитой балерины Екатерины Гельцер, а позже, сменив еще нескольких владельцев, оказался в коллекции знаменитого профессора-уролога Арама Абрамяна. Именно собрание Абрамяна, увлекавшегося работами художников Серебряного века, легло в основу ереванского Музея русского искусства, который был открыт для публики в 1984 году.


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Титульная иллюстрация: Михаил Врубель, «Ангел с душой Тамары и Демон» (1891). Источник фото: rossaprimavera.ru. Подготовлено по материалам официальной страницы Министерства культуры Республики Армения в фейсбуке.