Многие полагают, что коллекция, состоящая в основном из картин старых мастеров и украшающая стены музея на протяжении столетия, не может преподнести сюрпризов. Но выставка «Старые мастера сейчас. Чествование собрания Джонсона» в Художественном музее Филадельфии опровергает это мнение. Например, реставраторы, которые готовили экспонаты к экспозиции, в буквальном смысле вытащили «скелет из шкафа» на картине Юдит Лейстер.

Сюрпризы преподнесли в общей сложности восемь из ста представленных работ. Это доказывает, что на многовековых полотнах и панелях ещё остались секреты, ожидающие раскрытия.




Собрание из 1279 картин, 51 скульптуры и 100 других предметов искусства завещал музею в 1917 году адвокат и коллекционер из Филадельфии Джон Гравер Джонсон. «Это одна из крупнейших и самых значительных коллекций европейских картин в США», – подчёркивает куратор учреждения Кристофер Аткинс.

За два года до выставки реставраторы получили возможность изучить шедевры и теперь доказывают, что это «не статичная, а живая коллекция, с большим потенциалом для новых открытий».

Слева: Конрад Ф. Хазелер, «Портрет Джона Гравера Джонсона» (1917). Художественный музей Филадельфии
Юдит Лейстер. Последняя капля (Веселый кавалер)
Последняя капля (Веселый кавалер)
Юдит Лейстер
1639, 89.2×73.6 см

О присутствии скелета на полотне «Последняя капля (Весёлый кавалер)» (ок. 1639) нидерландской художницы Юдит Лейстер искусствоведы знали ещё с 1970-х. По задумке автора, этот персонаж должен был служить предупреждением для тех, кто чрезмерно увлекается алкоголем. Но только сейчас реставраторы смогли аккуратно смыть слой краски, под которым скрывался символ смерти. «Мы недостаточно знали о состоянии картины, чтобы определить, можно ли удалить лишнее, не причиняя ущерба», – пояснил руководитель реставрационного отдела музея Марк Такер.



Он подозревает, что скелет был закрашен ещё до того, как Джон Джонсон купил картину в 1908 году. Видимо, это должно было повысить её рыночную привлекательность.



«Последняя капля (Весёлый кавалер)» Юдит Лейстер до и после реставрации. Фото: theartnewspaper.com

Тициан Вечеллио. Портрет архиепископа Филиппо Аркинто (за занавеской)
Портрет архиепископа Филиппо Аркинто (за занавеской)
Тициан Вечеллио
1558, 114.8×88.7 см
К неожиданному выводу пришли эксперты, которые работали над «Портретом Филиппо Аркинто» (1558) кисти Тициана Вечеллио. Это произведение не реставрировалось более полувека, и специалисты хотели не только привести его в порядок, но и понять, что с ним произошло. Многие годы учёные полагали, что работа была написана в бытность Аркинто кардиналом – из-за красноватого цвета его одеяний. Но реставраторы решили, что Тициан изобразил клирика после того, как в 1556 году тот был рукоположен в сан архиепископа, а его накидка (моццета) изначально была фиолетовой. 

Слева: Тициан Вечеллио, «Портрет Филиппо Аркинто» (1558) до реставрации. Художественный музей Филадельфии

Очевидно, художник смешал красный органический пигмент со смальтой, которая тогда была популярна в Венеции, но со временем теряла синий оттенок. «Левая сторона моцетты выцвела до коричневато-красного цвета, в то время как правая сохранила пурпурный тон. Видимо, свинцовые белила, использованные при написании вуали, создали защитный слой для смальты», – полагают искусствоведы.
Рогир ван дер Вейден, «Распятие со скорбящими Богородицей и святым Иоанном Богословом» (ок. 1460). Художественный музей Филадельфии


Отныне музей уверен, что композиция «Распятие со скорбящими Богородицей и святым Иоанном Богословом» (ок. 1460), разделённая на две панели и приписанная Рогиру ван дер Вейдену, была частью большого алтаря. Происхождение работы было предметом споров среди учёных, пока реставратор Марк Такер не обратил внимание на «необычную плотницкую деталь, которая сначала показалась незначительной». Он определил, что это шпонка из тех, что применялись при сборке голландских резных алтарей.

«Наши исследования показывают, что панели были сняты с утерянного алтаря, который по уровню сложности был одним из монументальных сооружений североевропейского искусства XV века», – говорит эксперт.

Слева: Рогир ван дер Вейден, фрагмент левой панели «Распятия...»
Йос ван Клеве. Снятие с креста
Снятие с креста
Йос ван Клеве
1520, 115×126.3 см

К ван дер Вейдену имеет отношение ещё одна «картина-сюрприз», представленная в экспозиции, – «Снятие с креста». Восемьдесят лет назад искусствоведы решили, что это копия его работы, и отправили произведение в хранилище, используя как учебное пособие. Однако позже выяснилось, что на самом деле его создал примерно в 1520 году нидерландский живописец Йос ван Клеве. Теперь – впервые за 30 лет – композиция представлена на публике.
Иероним Босх. Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Иероним Босх
1499, 94×74 см

Джон Гравер Джонсон был одним из первых американцев, собиравших произведения Иеронима Босха, и сегодня музей в Филадельфии – один из немногих в США, кто владеет работой этого великого художника. Хотя коллекционер купил 10 панелей, которые, как он считал, создал нидерландский мастер, исследования (в том числе колец на древесине) показали, что лишь одна может считается подлинником.

1.1. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Голова Христа» (1656). Художественный музей Филадельфии
1.2. Антонелло да Мессина, «Портрет молодого господина» (1474). Художественный музей Филадельфии

Помимо этих работ выставка включает шедевры ключевых фигур Ренессанса, таких как Сандро Боттичелли, картины мастеров Золотого века Голландии Рембрандта ван Рейна и Яна Стена, а также творения живописцев, живших в то же время, что и Джонсон, – Уинслоу Хомера, Джона Сингера СарджентаЭдуара Мане и Клода Моне.


Выставка «Старые мастера сейчас. Чествование собрания Джонсона» в Художественном музее Филадельфии продлится до 19 февраля 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официального сайта Художественного музея Филадельфии, The Art Newspaper, Artdaily.com и ряда других источников