Ученик Архипа Куинджи, отказавшийся от блестящих показов "Мира искусства" ради проекта обожаемого учителя, - таков был художник Аркадий Рылов. Его работы покупал Третьяков, работа "Зеленый шум" покорила Париж, картины побывали на выставках Венского Сецессиона. А еще этот классик пейзажа, о полотнах которого "В голубом просторе" и "Ленин в Разливе" советские дети когда-то писали сочинения в школе, в класс к своим ученикам мог притащить мартышку и белку. Рассказываем о художнике и о выставке, открывшейся 16 августа в Санкт-Петербурге.

В последний раз персональная выставка художника проходила 57 лет назад. Нынешнюю экспозицию Аркадия Рылова (1870–1939) в Михайловском (Инженерном) замке составили работы из собственной коллекции Государственного Русского музея, собраний Третьяковской галереи, музея-квартиры Исаака Бродского и частных коллекций. До 13 ноября 2017 года публика может увидеть около сотни работ художника.
Аркадий Александрович Рылов. Красное отражение
Красное отражение
Аркадий Александрович Рылов
1928, 36×51 см

К мастерству и славе художника вела судьба, неустанный труд и чуткий учитель. Аркадий Рылов (кстати, ударение в фамилии следует делать на втором слоге) родился в 1870 году "в движении": его родители ехали в Вятку, ныне город Киров. Он рано лишился отца, рисовавшего неплохие акварели (печальный итог нервного заболевания), но отчим, бывший петербуржец, нотариус, также не чуждый искусствам, поддерживал мальчика.

Безоблачно прожив до 18 лет в Вятке — красоты местности у реки составляли впечатляющий визуальный ряд для тонкого наблюдателя, — в 1888 году Аркадий Рылов поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, и одновременно посещал школу живописи при Обществе поощрения художеств. На выставке в Русском музее можно увидеть его ученические работы той поры. Однако училище Рылов не закончил: его неожиданно призвали в армию. Но и на службе все свободные минуты были отданы рисованию.

Отправленные на выставку Общества русских акварелистов две работы Рылова купили в первый же день, и военное начальство разрешило художнику сдавать экзамены в петербургскую Академию художеств до окончания службы. Планка была взята в 1893 году, а через год способного студента заметил Архип Куинджи и принял его в свою мастерскую — Рылов давно мечтал учиться у "волшебника света". Педагога обожали все его ученики, среди которых были друзья Рылова — Николай Рерих и Константин Боголюбов.

Аркадий Александрович Рылов. Осень на реке Тосне
Осень на реке Тосне
Аркадий Александрович Рылов
1920, 71×98 см

"...Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец. Он возил своих питомцев в музеи Вены, Дрездена, Парижа. Карабкался впереди всех по крымским горам..." - биография Архипа Куинджи в Артхиве.


Аркадий Александрович Рылов. В лодке. Смельчаки
В лодке. Смельчаки
Аркадий Александрович Рылов
1914, 40×79 см

Одна из первых работ, прославивших Рылова, — "С берегов Вятки" (1901). Пейзаж получил золотую медаль Международной художественной выставке в Мюнхене, был показан на Венском Сецессионе и на выставке объединения "Мир Искусства" в Петербурге и наконец был куплен для Третьяковской галереи. Позже Сергей Дягилев приглашал Рылова участвовать в выставках в Париже и Берлине. Художник не отказывался (работа этого периода "Смельчаки" представлена в нынешней экспозиции в Русском музее), но в итоге решил оставаться верным затее своего учителя, его детищу "Весенние выставки".

"Мне хотелось перейти совсем в “Мир искусства”, в котором только я и должен был выставлять, как действительный член общества. Но приехал Архип Иванович специально уговаривать меня не изменять “Весенней”. Он был так взволнован, что я дал слово, пока он жив, непременно участвовать на “Весенней”... По уходе Куинджи я сейчас же написал в “Мир искусства” заявление об отказе от звания действительного члена общества",
- рассказывает Рылов в своих "Воспоминаниях".
Аркадий Александрович Рылов. Зеленый шум
Зеленый шум
Аркадий Александрович Рылов
1904, 107×146 см

Работа «Зеленый шум» — признанный шедевр художника, за который его в 1906 году избрали в почетные члены парижского Осеннего салона с правом выставлять свои картины без предвaрительного обсуждения жюри. Картина была показана на крупных выставках в Вене, Нью-Йорке, Венеции.

К ее созданию Рылов шел два года. Он работал в мастерской, используя этюды, сделанные в окрестностях Петербурга и Вятки. Первоначально картина называлась «Мотив с березами», но во время визита учителя, Архипа Ивановича Куинджи, получила свое новое название. Рылов тогда жил в одной квартире с друзьями-художниками Богаевским и Латри, и Куинджи, навестивший бывших воспитанников, смотрел их работы. Картина Рылова Архипу Ивановичу "очень понравилась, он этого не скрывал. В тот момент в мастерской присутствовал Константин Богаевский, соученик Рылова, и как раз он, увидев эту картину, стал декламировать некрасовские стихи", - рассказывает Елена Козлова, куратор выставки.
Аркадий Александрович Рылов. Весна в Финляндии
Весна в Финляндии
Аркадий Александрович Рылов
1905, 72×108 см

Среди работ Аркадия Рылова немало видов Финляндии — лесные красоты этой страны покорили художника еще в пору его первой поездки туда в 1903 году. Один из акцентов выставки сделан на этих работах.


Аркадий Александрович Рылов. Красный домик. Мастерская А. А. Рылова на берегу Волги
Красный домик. Мастерская А. А. Рылова на берегу Волги
Аркадий Александрович Рылов
1910, 39×48 см
"Сказочная избушка", которую видим на работе 1910 года - мастерская художника, ее выстроили по его рисунку на опушке леса. Аркадий Рылов каждое лето с 1902 по 1914 год проводил вместе с семьей своей сестры в Воронежской губернии, жил в усадьбе А. П. Рогова. Некогда они вместе учились у Штиглица, позже Рогов стал преподавать в Петербургской Академии художеств.


Аркадий Александрович Рылов. Автопортрет с белкой
Автопортрет с белкой
Аркадий Александрович Рылов
1931, 24×36 см

Об Аркадии Рылове рассказывают немало баек: в его мастерской был настоящий «природный уголок». Там росли елочки, березки, был устроен муравейник, жили животные и птицы. Кого-то художник спасал, а, выходив, отпускал на волю. Зная эту страсть Рылова, Николай Рерих, возглавивший в 1906 году школу Общества поощрения художеств, пригласил художника преподавать в специально созданном для него классе рисования животных.
Аркадий Александрович Рылов. Пара белок
Пара белок
Аркадий Александрович Рылов
1911, 28×42 см
"Посреди класса стояла большая клетка, окруженная учащимися, напряженно ловящими углем форму и движения беспокойной модели. Кроме собак и кошек, привозил и медвежат, и волчонка, лисицу, косулю, зайцев, белок, кроликов, ужа, морских свинок, козленка и пр., а из птиц, кроме кур и уток, были орлы, филины, лебеди, павлины, роскошные фазаны, журавли, вороны, сороки, попугаи", - вспоминал мастер. Рылов преподавал в школе вплоть до ее закрытия в 1917 году.

Мастер, ставший академиком в 1915 году, в смутные годы Гражданской войны выполнял много заказов. "...Я охотно писал свои любимые сюжеты и также охотно принимал плату, а в особенности дары... За большую картину Чайки при закате мне предлагали сажень дров и гуся".
Аркадий Александрович Рылов. В голубом просторе
В голубом просторе
Аркадий Александрович Рылов
1918, 109×152 см

А на самой известном картине Аркадия Рылова  - летящие лебеди, символ свободы и надежды. Работа "В голубом просторе" (1918) в свое время была объявлена первым советским пейзажем, а ее автор - основоположником советской пейзажной живописи. Рылов писал ее в голодное и холодное время в Петрограде. "Работать становилось трудно. Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь. Восьмушка фунта хлеба, полагавшаяся гражданину по карточке на день, проглатывалась сразу, и дома больше не было ни крошки, ни сахара, ни чаю... Иногда вместо хлеба выдавали полфунта овса... От голода лицо мое начало отекать, колени выступали, как у индуса..."  Художник, как и многие идеалисты тогда, верил в перемены к лучшему и рисовал мечту.
Аркадий Александрович Рылов. Свежий ветер
Свежий ветер
Аркадий Александрович Рылов
1918, 98×168 см

С властью Советов Рылов не конфликтовал: для него в 20-е годы находилась преподавательская работа в различных учебных заведениях, в том числе, например, в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), которые, впрочем, после очередной реорганизации он с облегчением покинул. А главными по-прежнему были свои работы. Не удается выезжать на природу? Художник записывается в "семинарий" по изучению Павловска, и во время экскурсий пишет этюды вместо осмотра дворца.
Аркадий Александрович Рылов. Чайки на Каме
Чайки на Каме
Аркадий Александрович Рылов
1919, 58×89 см
Аркадий Александрович Рылов. Полевая рябина
Полевая рябина
Аркадий Александрович Рылов
1922, 38×46 см

Рылов вскоре начинает ощущать, что "аполитичное" искусство не нужно молодому государству. К тому же закрывают возглавляемое им много лет "Общество имени Куинджи", которое действовало согласно  завещанию учителя, оставившего на нужды организации свои работы, имущество, пятьсот тысяч рублей и участок земли в Крыму. По ряду причин утопии, о которой мечтал Куинджи, в итоге не получилось, а картины после закрытия организации были переданы в Русский музей. "Об обществах и думать не хочется, и о выставках тоже. Конечно, и Вы, и я не нужны в настоящее время. Что делать. Эта мысль меня тоже тяготит порой. Поэтому и выставляться мне не хочется..." - писал одному из друзей-художников Аркадий Рылов.
Аркадий Александрович Рылов. На страже
На страже
Аркадий Александрович Рылов
1931, 85×118 см

Но даже уступая требованиям времени, художник умудряется писать сюжетные картины так, что "командует парадом" все-таки пейзаж. Что же касается вождя, в письме Богаевскому Рылов рассказывал: "Тему Ленин в Разливе мне заказал Ленсовет, а всю композицию и самый момент я сам изобрел. Коммунистам нравится. От пейзажиста они не ожидали такой трактовки, да еще от старика". Повторения этой картины художнику заказывали неоднократно.

Аркадий Александрович Рылов. Ленин в Разливе
Ленин в Разливе
Аркадий Александрович Рылов
1934, 126×174 см

На первой персональной выставке Рылова, устроенной академией художеств в 1934 году в честь 65-летия художника, картина находилась в фокусе внимания. Но по замыслу организаторов, главной в экспозиции был все-таки "Зеленый шум". Что интересно, в видеорепортажах с нынешней выставки в Русском музее заметно, что посетители вновь с любопытством разглядывают Ленина. А на афише снова - те самые березки.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Иллюстрации: работы Аркадия Рылова из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Музея-квартиры И. Бродского. Титульная иллюстрация: работа "Лесная река", 1929. При подготовке материала использована информация из альбома "Аркадий Рылов" (изд. "Белый город", 2001, автор - Наталья Мамонтова).