В преддверии 2018 года «Артхив» традиционно подготовил обзор самых ожидаемых выставок, которые готовят европейские музеи. В этой части – коллекция короля Карла I и мода от Хоакина Сорольи, Баския-бум во Франкфурте и ретроспектива Дюрера в Милане, а также исследование знаменитой «Девушки с жемчужной серёжкой» и первый «выход в свет» отреставрированных портретов супружеской четы от Рембрандта.

ЧТО: Карл I. Король и коллекционер
ГДЕ: Королевская академия, Лондон
КОГДА: 27 января – 15 апреля

Король Карл I собрал одну из самых необычных коллекций в свою эпоху. Он приобретал работы как лучших художников прошлого – Тициана, Мантеньи, Гольбейна, Дюрера, – так и своих современников, например, ван Дейка и Рубенса. Тем не менее, после казни монарха в 1649 году собрание было рассеяно по всей Европе. Хотя его сын Карл II во время Реставрации смог выкупить часть экспонатов, многие теперь хранятся в таких музеях, как Лувр и Прадо.
Антонис ван Дейк. Тройной портрет Карла I, короля Англии
Тройной портрет Карла I, короля Англии
Антонис ван Дейк
1635, 84.5×99.7 см

Выставка «Карл I. Король и коллекционер» в лондонской Королевской академии впервые воссоединит величайшие шедевры из этой роскошной коллекции. Зрителям представят более ста произведений, начиная от классических скульптур до картин барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
, от изысканных миниатюр до монументальных гобеленов. Все вместе эти поразительные сокровища изменили вкус британской нации в XVII веке.


Хоакин Соролья (Соройя). Клотильда прогуливается в садах Ла-Граньи
Клотильда прогуливается в садах Ла-Граньи
Хоакин Соролья (Соройя)
1907, 431.8×254 см
ЧТО: Соролья и мода
ГДЕ: Музей Тиссена-Борнемисы и Дом-музей Сорольи, Мадрид
КОГДА: 13 февраля – 27 мая

Хоакин Соролья чрезвычайно интересовался модой и был идеальным летописцем тенденций конца XIX – начала XX веков. Его работы представляют богатый каталог платьев, драгоценностей и аксессуаров, которые написаны свободными, динамичными мазками.

Выставка «Соролья и мода», которая пройдёт в Мадриде одновременно в Музее Тиссена-Борнемисы и Доме-музее художника, будет включать около 70-ти картин. Часть из них заимствована из галерей и приватных коллекций, а некоторые никогда ранее не выставлялись на публику. Особое внимание будет уделено женским портретам 1890 - 1920 годов.

Слева: Хоакин Соролья, «Клотильда прогуливается в садах Ла-Граньи» (1907). Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес

ЧТО: Жан-Мишель Баския. Бум для реальности
ГДЕ: галерея Ширн, Франкфурт-на-Майне
КОГДА: 16 февраля – 27 мая

Жан-Мишель Баския заставил СМИ говорить о себе в конце 1970-х годов, когда расписывал стены в Нью-Йорке загадочными граффити. Сейчас он признан одним из самых значительных художников XX века, а его работа «Без названия» (1982) стала самой дорогой картиной американского художника, проданной на открытых торгах. Необычные, яркие образы Баскии, дополненные фрагментами текста, свидетельствуют о поразительной эрудиции и энциклопедических интересах этого молодого самоучки.
Жан-Мишель Баския. Без названия
Без названия
Жан-Мишель Баския
1982, 193×239 см

Франкфуртская галерея Ширн принимает выставку «Баския. Бум для реальности» вслед за лондонской Барбикан. Это будет первая за более чем 30 лет крупная ретроспектива американца в Германии. Около 100 произведений помогут посетителям узнать больше об источниках вдохновения рано ушедшего гения – от анатомии до джазового стиля бибоп.



ЧТО: Альбрехт Дюрер и Возрождение×Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? читать дальше между Германией и Италией
ГДЕ: Палаццо Реале, Милан
КОГДА: 21 февраля – 24 июня

Выставка «Альбрехт Дюрер. Возрождение между Германией и Италией» в Королевском дворце Милана представит публике одного из величайших героев Высокого Ренессанса. Его плодотворная карьера пришлась на момент грандиозного социально-экономического, художественного, культурного и интеллектуального всплеска как в Германии, так и по всей Европе.

1.1. Альбрехт Дюрер, «Автопортрет» (1498). Национальный музей Прадо, Мадрид
1.2. Альбрехт Дюрер, «Портрет молодой венецианской женщины» (1505). Музей истории искусств, Вена

На выставке будут представлены более 100 работ мастера немецкого Возрождения, включая картины, гравюры и рисунки. Их дополнят произведения его соотечественников, таких как Лукас Кранах и Альбрехт Альтдорфер, а также итальянцев Андреа Мантеньи, ДжорджонеЛеонардо да Винчи и Лоренцо Лотто.

ЧТО: исследование «Девушки с жемчужной серёжкой» и «Оплакивания Христа»
ГДЕ: Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
КОГДА: 26 февраля – 11 марта и 14 июня – 9 сентября

В конце февраля Маурицхёйс начнёт исследование своей самой знаменитой картины – «Девушки с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. Работы будут проходить в «Золотой комнате» до 11 марта. Это даст посетителям уникальную возможность воочию наблюдать за действиями экспертов. Однако музей предупреждает, что в этот период рассмотреть саму картину будет иногда сложно.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой
Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер
1665, 44.5×39 см

Читайте также: Хороший вопрос. Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?



А 14 июня начнётся реставрация одного из самых старых и особых произведений из коллекции галереи – «Оплакивания Христа» (ок. 1460 – 1464) Рогира ван дер Вейдена. Наряду с Яном ван Эйком этот художник из Брюсселя считается основателем фламандской живописи. Картину также будут восстанавливать на виду у публики. До 9 сентября посетители смогут узнать всё об этом удивительном шедевре и увидеть «закулисье» реставрационной мастерской.
Рогир ван дер Вейден. Оплакивание Христа
Оплакивание Христа
Рогир ван дер Вейден
1460-е , 80.6×130.1 см

ЧТО: Высшее общество
ГДЕ: Рейксмузеум, Амстердам
КОГДА: 8 марта – 3 июня

Ну а центром выставки «Высшее общество» в амстердамском Рейксмузеуме станут портреты супружеской четы – Мартина Солманса и Опьен Коппит – кисти Рембрандта ван Рейна. Эти полотна будут впервые выставлены на всеобщее обозрение после реставрации. Напомним, музей приобрёл их совместно с парижским Лувром за 160 млн евро в феврале 2016 года.

1.1. Рембрандт ван Рейн, «Портрет Мартина Солманса» (1634). Рейксмузеум, Амстердам / Лувр, Париж
1.2. Рембрандт ван Рейн, «Портрет Опьен Коппит, жены Мартина Солманса» (1634). Рейксмузеум / Лувр

Всего же экспозиция будет состоять из 35-ти масштабных портретов могущественных князей, эксцентричных аристократов и сказочно богатых горожан, выполненных лучшими художниками мира – от Кранаха до Веласкеса и от Рембрандта до Мане. Картины пришлют в Нидерланды Лувр, музеи Орсе и Прадо, галереи Тейт и Уффици.



В следующей части обзора читайте о ретроспективах Эжена Делакруа и Мэри Кассат в Париже, Клода Моне - в Лондоне и Вене, Оскара Кокошки в Цюрихе, а также о выставке «Ван Гог и Япония»




Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




По материалам официальных сайтов упомянутых музеев и галерей