Художницы не занимали бы такое значительное место в современном искусстве, если бы не их предшественницы в XIX веке, которые приезжали в Париж, чтобы учиться живописи. Это был очень мужественный шаг, ведь социальные и академические традиции не позволяли дамам получать профессиональное художественное образование. Большинство этих женщин лишь сейчас выходят из тени своих великих коллег-мужчин, благодаря кураторам, искусствоведам и историкам.

В позапрошлом веке во Франции молодые женщины не могли появиться на улице без сопровождения родственника-мужчины или пожилой компаньонки. О поступлении в государственную Школу изящных искусств не могло быть и речи вплоть до 1897 года. «Хочется кричать от ярости… Почему я не могу поступить и учиться там?», – написала в своём дневнике украинская художница Мария Башкирцева, которую также отвергло заведение.

Женщин принимала Академия Жюлиана, но и там им приходилось заниматься в исключительно «дамских» классах, было запрещено работать с обнажёнными моделями, а значит – писать престижные исторические полотна. И всё же, несмотря на трудности, многие художницы завоевали заслуженные почести и славу.

Мари Бракемон (1840 – 1916)


Мари Бракемон. Ирис в вазе
Ирис в вазе
Мари Бракемон
1886
Мари Бракемон, «Ирис в вазе» (1886)

Мари Бракемон была в основном самоучкой, поскольку принадлежала к рабочему классу и не имела того же доступа к художественному образованию, что высшая буржуазия. Краски для своей первой картины, портрета матери, ей пришлось сделать их собранных в саду цветов. После этого друг семьи, впечатлённый талантом девочки, подарил ей набор акварелей.

Короткое время Бракемон училась у Жана-Огюста-Доминика Энгра, переняв его дисциплинированную манеру письма. Но она покинула студию, поскольку «мастер сомневался, что женщинам хватит мужества и настойчивости для овладения живописью».



Бракемон была одной из пяти женщин наряду с Мэри Кассат и Бертой Моризо (ещё две взяли псевдонимы), участвовавших в показах импрессионистов. Она часто изображала свою сестру Луизу, сцены в парках, садах и других публичных местах, где художницы получали больший простор для творчества. 
Мари Бракемон. Пьер и его тетя Луиза в саду
Пьер и его тетя Луиза в саду
Мари Бракемон
1886, 55×46 см

К сожалению, карьера Бракемон сошла на нет без поддержки семьи. Выйдя замуж за человека эгоистичного и властного, она в последний раз выставлялась в заключительной экспозиции импрессионистов в 1886 году. После этого Бракемон фактически прекратила писать картины.

Мария Башкирцева (1858 – 1884)


Мария Башкинцева – дочь предводителя дворянства из Полтавской губернии – в юном возрасте переехала с семьёй во Францию, с 1877-го по 1884 год училась в Академии Жюлиана. Сначала она хотела стать певицей, но отказалась от этой карьеры из-за туберкулёза, который в конце концов и погубил её. Кисти Башкирцевой принадлежит самая известная сцена в Академии Жюлиана, написанная в 1881 году. На ней изображены женщины, работающие с мальчиком-натурщиком.
Мария Константиновна Башкирцева. В студии. Мастерская Жюлиана
В студии. Мастерская Жюлиана
Мария Константиновна Башкирцева
1881, 154×188 см

В 1880-х Башкирцева выставлялась на парижском Салоне и получила признание в 1883-м. После смерти в возрасте 25-ти лет девушка прославилась благодаря публикации «Дневника», который она начала вести в возрасте 13-ти лет. В нём она описывала своё разочарование консервативностью парижского общества: «Я жажду свободы гулять в одиночку, приходить и уходить, сидеть в парке Тюильри и в Люксембургском саду, останавливаться, разглядывая витрины, заходить в церкви и музеи, бродить по старым улицам по ночам. Это то, чего я хочу, и это свобода, без которой нельзя стать настоящим художником».

Амели Бори-Сорель (1848 – 1924)


Амели Бори-Сорель родилась и некоторое время жила в Испании. Она добавила материнскую фамилию к своей, чтобы выразить почтение к предкам-женщинам. Одна из самых известных её работ – портрет «В тоске», выполненный пастелью на холсте. На нём изображена яркая независимая современная женщина за чашкой кофе с сигаретой.
Амели Бори-Сорель. В тоске
В тоске
Амели Бори-Сорель
1894, 75×82 см

Картины Бори-Сорель получили награды на парижском Салоне в 1885-м и на Всемирной выставке в 1889 году. Она вышла замуж за Родольфа Жюлиана, основателя художественной Академии, где стала преподавателем и руководителем женского отделения. После смерти мужа в 1907 году управляла школой с помощью своих племянников.

Элизабет Норс (1859 – 1938)


Элизабет Норс. Автопортрет
Автопортрет
Элизабет Норс
1892, 99×74.9 см
Элизабет Норс, «Автопортрет» (1892). Частная коллекция

Американка Элизабет Норс стала одной из немногих женщин, допущенных в Художественную академию Цинциннати. Она отклонила предложение преподавать там и после смерти родителей в 1882 году переехала с сестрой Луизой в Нью-Йорк, а спустя пять лет – в Париж, где поступила в Академию Жюлиана. Её автопортрет за работой, написанный 1892 году, – это иллюстрация силы и решительности, которые необходимы художнице для успеха. Женщина, пишущая на невидимом зрителю холсте, смотрит на нас дерзко и твёрдо. В наше время этот образ был перенесён на стену одного из зданий в Цинцинатти.

Знаменитая картина Норс «Мать» дебютировала на Салоне в 1888 году. Полотно удостоилось чести «висеть на линии», что означало успех и признание. Позже оно вошло в коллекцию Томаса Вудро Вильсона – губернатора штата Нью-Джерси, впоследствии ставшим 28-м президентом США. А сама художница стала второй женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств.
Элизабет Норс. Мать
Мать
Элизабет Норс
1888, 115.6×81.3 см

Интересно, что живопись позволяла Норс зарабатывать на жизнь себе и сестре, не полагаясь на поддержку семьи, мужа или на преподавательскую работу. Такой успех был редкостью для женщин в те времена.

Мина Карлсон-Бредберг (1857 – 1943)


Мина Карлсон-Бредберг начала учиться живописи в родной Швеции, а позже переехала в Париж, где посещала Академию Жюлиана с 1883-го по 1887 год. Она преуспела во многих жанрах, от пейзажей и интерьеров до цветочных натюрмортов и религиозных сцен. Ряд её портретов получил признание на Салонах 1887-го и 1890 годов, а автопортрет – на Всемирной выставке в 1889-м. Годом позже художница вернулась в Стокгольм, где преподавала в художественной школе, созданной Элизабет Кейзер, своей подругой и одноклассницей по Академии Жюлиана.
Мина Карлсон-Бредберг. Академия Жюлиана. Мадемуазель Бесон пьёт из стакана
Академия Жюлиана. Мадемуазель Бесон пьёт из стакана
Мина Карлсон-Бредберг
1884, 53×74.5 см

Когда Карлсон-Бредберг было 20 лет, её заметили целующейся с мужчиной, и семья настояла на браке. Союз, который длился семь лет, не давал ей заниматься живописью. Второй муж, с которым она связала судьбу в 1895 году, также с неодобрением относился к художественной карьере супруги. Поговаривают, Мина предупреждала своих племянниц: «Девочки, помните, как вам очень повезло, что вы не замужем!».
Мина Карлсон-Бредберг. Мотив Парижа
Мотив Парижа
Мина Карлсон-Бредберг
Конец XIX века, 18.5×25 см

Луиза Бреслау (1856 - 1927)


Немка Луиза Бреслау нашла в рисовании утешение от скуки в монастыре, куда её отправили на лечение. Позже она училась в Академии Жюлиана, а после успеха на Салоне, где художница впервые выставлялась в 1879 году, открыла собственную студию. Её работа «Подруги», где изображена сама Бреслау и её соседки по квартире – ещё одна художница и оперная певица – получили признание не только в Париже, но и в Европе. Несмотря на одобрение критики, картина была высмеяна в прессе. Например, одна из карикатур представляла её персонажей в виде трио собак.
Луиза Бреслау. Подруги
Подруги
Луиза Бреслау
1881, 85.1×160 см

На Всемирной выставке 1889 года Бреслау, которая представляла Швейцарию, завоевала золотую медаль. Государство купило три её работы на Салонах Национального общества изящных искусств, где она также была членом жюри. Художница стала первой иностранкой, получившей орден Почётного легиона.

Элена Шерфбек (1862-1946)


Элене Шерфбек было всего 11 лет, когда она начала учиться в Школе рисования Финского художественного общества в Хельсинки. В 1880-м девушка выиграла грант на учебу в Париже, путешествовала по Франции, а через несколько лет поступила в Академию Коларосси. Шерфбек выставлялась вплоть до своей смерти в 1946 году и была единственной финской художницей, принимавшей участие в Балтийской выставке в шведском Мальмё в 1914-м.
Элен Шерфбек. Дверь
Дверь
Элен Шерфбек
1884

В 1902 году проблемы со здоровьем стоили Шерфбек места преподавателя рисования, а ещё 10 лет она провела в заботе о матери в отдалённой деревне. Это привело, как пишут искусствоведы, «к её маргинализации». Учреждения периодически выставляют работы Шерфбек, а к 150-летию со дня её рождения была организована большая передвижная экспозиция, но она остаётся незаслуженно забытой за пределами родной страны.

Эллен Теслефф (1869 – 1954)


Эллен Теслефф родилась в Хельсинки, с 16-ти лет училась в частной финской академии живописи, а затем – в Школе рисования Финского художественного общества. В юном возрасте она находилась под влиянием символизма, а во время обучения в Академии Коларосси в Париже Теслефф стала соорганизатором группы Septem, привившей импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше в Скандинавии.


Эллен Теслефф. Эхо
Эхо
Эллен Теслефф
1891, 61×43.5 см
Её картина «Эхо» на выставке 1891 года в Финском художественном обществе была названа «прорывом». Эллен Теслефф выиграла бронзовую медаль на парижской Всемирной выставке в 1900 году, много путешествовала и демонстрировала свои произведения во Флоренции, в Париже, Стокгольме и Санкт-Петербурге. В 1951 году президент Финляндии удостоил художницу медали Pro Finlandia – высшей награды для финских деятелей искусства. Однако после смерти Теслефф была организована лишь одна её ретроспектива – в хельсинском музее Атенеум в 1998 году.

Анни Хопф (1861 – 1918)


Анни Хопф приехала в Париж из Швейцарии в 1882 году. О ней известно крайне мало: она училась в Академии Жюлиана и была профессором Берлинской академии искусств. Между 1884-м и 1890 годами художница выставлялась на Салоне, а в 1894-м участвовала в экспозиции Швейцарского общества изящных искусств, но не получила значительной известности и славы.
Анни Хопф. Вскрытие (Профессор Порье, Париж)
Вскрытие (Профессор Порье, Париж)
Анни Хопф
1889, 114×147 см

Тем не менее, её творчество достойно внимания. Жанровая сцена «Вскрытие» производит невероятно мощное впечатление. И если искусствоведам удалось идентифицировать личность изображённого на ней учёного, то вопрос, как женщина получила доступ к процессу аутопсии, остаётся загадкой.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам artnet News