Объединённые Арабские Эмираты заявили, что откладывают «дебют» самого дорогого приобретения Лувра Абу-Даби – картины, приписанной Леонардо да Винчи и купленной за рекордные 450 миллионов долларов. Панель, приобретённую в прошлом году, собирались представить публике 18 сентября.

Об отсрочке презентации «Спасителя Мира» Департамент культуры и туризма Абу-Даби объявил в Твиттере в понедельник, 3 сентября. «Подробности будут опубликованы в ближайшее время», – сказано в сообщении.

Образ Иисуса Христа был продан в ноябре 2017 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке. На тот момент картина, предположительно созданная Леонардо примерно в 1500 году, была единственным его живописным произведением, остававшимся в частных руках. Работа объявлена подлинником шесть лет назад, после того, как долгое время считалась копией кисти одного из учеников гения Ренессанса.
Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди)
Спаситель Мира (Сальватор Мунди)
Леонардо да Винчи
1500, 65.7×45.7 см

Лувр Абу-Даби скрывал личность покупателя картины, утверждая, что её приобрёл Департамент культуры и туризма ОАЭ. В декабре прошлого года газета New York Times выяснила, что реальным приобретателем был малоизвестный член королевской семьи Саудовской Аравии, принц Бадр ибн Абдулла. Позже газета Wall Street Journal сообщила, что он действовал от имени саудовского наследного принца Мухаммеда ибн Салмана. Никто из них не подтвердил и не опроверг эту информацию.

Принц Бадр был назначен первым в истории Саудовской Аравии министром культуры в июне нынешнего года.
Слева - принц Бадр ибн Абдулла, справа - наследный принц Мухаммед ибн Салман


Читайте также: Цена «Спасителя Мира» Леонардо подкосила дело Рыболовлева против Бувье




Между тем, в преддверии ожидаемого показа «Спасителя Мира» появились новые версии по поводу ранних владельцев картины и её «королевской родословной».

До сих пор предполагалось, что Леонардо написал панель для своего покровителя – короля Людовика XII Французского, который заказал её после завоевания Милана. Следующие записи свидетельствуют, что картина входила в коллекцию британского короля Карла I накануне Гражданской войны. Учёные предполагают, что она была частью приданого французской принцессы Генриетты Марии, которая стала женой английского монарха в 1625 году. Образ, вероятно, находился в её палатах в Гринвиче до казни Карла в 1649 году.
Антонис ван Дейк. Карл I и Генриетта Мария, держащие лавровый венок
Карл I и Генриетта Мария, держащие лавровый венок
Антонис ван Дейк
1632, 104×176 см

Однако недавно британский специалист по XVII веку Джереми Вуд обнаружил, что между 1638 и 1641 годами «Спаситель Мира» Да Винчи висел не в покоях королевы, а в Челси-хаусе – доме Джеймса, 3-го маркиза и впоследствии 1-го герцога Гамильтона.


Антонис ван Дейк. Джеймс Гамильтон
Джеймс Гамильтон
Антонис ван Дейк
1635

Существует 20 вариантов «Спасителя Мира», созданных учениками и последователями Леонардо. И если произведения, упомянутые в коллекции Генриетты и собрании маркиза Гамильтона, – на самом деле одна и та же панель, есть правдоподобная версия того, как она оказалась у короля.

По словам Маргарет Даливалл, чьё экспертное мнение стало одним из основных при подтверждении авторства Да Винчи, «документ от 18 октября 1638 года прямо свидетельствует, что король пожелал получить часть картин, купленных Гамильтоном в Венеции, угрожая наложением таможенных пошлин. А пристрастие монаршей четы к Леонардо хорошо известно».

Слева: Антонис ван Дейк, «Портрет Джеймса Гамильтона» (1635). Лихтенштейнская картинная галерея, Вена

«Есть большая вероятность того, что король заметил эту картину в Челси-хаусе где-то между 1638 и 1641 годами и выбрал для покоев королевы в Гринвиче», – заявляет она. Даливалл подчёркивает, что не нашла доказательств тому, что «Спасителя Мира» привезла из Франции Генриетт Мария. Она считается владелицей лишь на основании записи об имуществе, сделанной в 1649 году.

Впрочем, пока невозможно определить, является ли «Спаситель Мира» из Лувра Абу-Даби той же картиной, что принадлежала Гамильтону. Учёным предстоит подробно изучить коллекционные привычки аристократа и пути поступления шедевров в его собрание. Есть надежда, что эксперты придут к единому мнению к октябрю 2019-го года, когда работа станет частью масштабной ретроспективы Леонард да Винчи в Париже.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам AFP и The Art Newspaper. Главная иллюстрация — Drew Angerer