Когда картина Клода Моне попадает в аукционный дом Christie’s или Sotheby's, ее сразу объявляют топ-лотом предстоящих торгов, а цена продажи часто превышает оценочную стоимость. Моне на аукционе – это всегда повод для возбуждения, волнения, азарта и внушительных ценников.

Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под картиной «Впечатление. Восход солнца» или под панно с водяными лилиями из музея Оранжери (1, 2, 3, 4). Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.
Клод Моне. Кувшинки в цвету
Кувшинки в цвету
Клод Моне
1917, 160.3×180 см

1. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917


Продажа: Christie’s, 8 мая 2018 года
Цена: $84,69 млн

Провенанс: коллекция покойного банкира Дэвида Рокфеллера. Дэвид Рокфеллер Старший был влиятельным американским банкиром, государственным деятелем и глобалистом, внуком нефтяного магната и первого в истории долларового миллиардера Джона Д. Рокфеллера.

Картина Моне в собрании банкира появилась благодаря Альфреду Барру, первому директору MoMA. Тот, согласно семейной легенде, как-то раз в 1948 году вместе с супругой нанес светский визит Рокфеллерам и поразился картинам, которые украшали гостиную. Посредственные работы рядовых художников XVIII века в доме магната?! Вскоре начался отсчет новым работам в собрании Дэвида Рокфеллера и его жены Маргарет (Пэгги). В 1956 году с подачи Барра Рокфеллеры стали обладателями картины Моне - его поздних "Кувшинок...". Продавцом картины выступала галерея Knoedler & Co (о ней скажем ниже), получившая работу в 1955 году от прежних владельцев - парижской Galerie Katia Granoff. А уж им картина досталась от сына художника - Мишеля Моне. Работа прибыла из Живерни.
Клод Моне. Стог сена
Стог сена
Клод Моне
1891, 72.7×92.1 см

2. Клод Моне. Стог сена, 1891


Продажа: Christie’s, 2016 год.
Цена: $81 447 500

Провенанс: В начале 1891 года Моне пригласил в Живерни Поля Дюран-Рюэля, чтобы показать новую серию работ – стога сена в разное время года, при разной погоде и разном освещении. Решено было устраивать выставку. Успех был грандиозным: большинство картин были куплены здесь же, в галерее Дюран-Рюэля, впервые Моне получал по несколько тысяч франков за одно полотно.

Первым владельцем этой картины стала легендарная американская галерея Knoedler & Co, старейшая и известнейшая, она появилась в Нью-Йорке до всех американских музеев и крупных коллекций. Основанная в Америке в 1848 году, на тогда еще провинциальном рынке искусства, Knoedler & Co была сначала филиалом французской галереи Goupil & Cie. Позже Майкл Нойдлер (Michael Knoedler), руководитель американской ветви, выкупил филиал и стал владельцем.

Когда агент американской галереи приехал к Клоду Моне смотреть «Стога», художник предложил пять на выбор и сопроводил демонстрацию очень редким для него признанием: «Я верю в то, что преуспел, а я нечасто говорю это о своей работе». Картина сменила еще нескольких владельцев в Америке, Швейцарии и Франции, прежде чем в 2016 году установила новый для Моне аукционный рекорд.

Knoedler & Co уже в XXI веке оказалась в центре серьезного скандала: сразу несколько коллекционеров, купивших в галерее картины Марка Ротко и Джексона Поллока за круглые миллионные суммы, обнаружили, что владеют мастерскими подделками. Самая старая и значительная галерея Америки закрылась в 2011 году.

О картине: Фермерское поле со стогами располагалось сразу за садом Клода Моне в Живерни. На самом деле изображенные конструкции – это не сложенное сено, а зернохранилища, накрытые коническими крышами. Эти соломенные крыши защищали зерно от влаги и грызунов до самой весны.

В 1890 году Моне 50 лет – и он каждый день в течение полугода (с августа по январь) уходит в поле к западу от своего сада, чтобы совершить одну из самых важных живописных революций. Стога – это первая созданная Моне серия из огромного количества полотен, начало той особой живописной формы, в которой художник будет работать потом в Лондоне, в Руане. «Когда я начинал, все было как всегда. Я думал, что достаточно два холста – один для пасмурного дня и один для солнечного», - рассказывал позже Моне. Когда свет поменялся, он взял еще один холст, потом еще один. К концу января завершенных картин было 25.

Писатель Октав Мирбо, друг Моне, увидел в этой серии грандиозный эффект, выходящий далеко за границы фермерского поля в Живерни. «Это разные состояния сознания планеты, - писал он. – Это драма земли».

Сегодня, чтобы увидеть как можно больше состояний сознания планеты, нужно ехать в Америку, Чикаго и Бостон. Практически вся серия Моне была раскуплена американцами.
Клод Моне. Пруд с кувшинками
Пруд с кувшинками
Клод Моне
1919, 100.4×201 см

3. Пруд с водяными лилиями, 1919


Продажа: Christie’s, 2008 год.
Цена: $80 451 178

Провенанс: картину из рук самого художника получили владельцы парижской галереи «Бернхайм-Жен», братья Жосс и Гастон Бернхайм-Жен. Каждые выходные, уезжая на лимузине в свой загородный дом на морском побережье, Бернхаймы заезжали по пути в Живерни, позавтракать с Моне, посмотреть на его новые картины, выбрать несколько для покупки, а на обратном пути завозили Клоду свежие креветки, которые тот очень любил. Сын Жосса Бернхайма Анри вспоминал позже, что иногда его отец складывал в ящик, прикрепленный к крыше лимузина, картину из своей личной коллекции – показать Моне и насладиться его реакцией.

Владельцами картины были позже Мари-Луиз Дюран-Рюэль и Нортон Саймон, чья частная коллекция стала основой художественного музея в Пасадине (Калифорния). Покупатель, заплативший за картину рекордные 80 млн., участвовал в аукционе 2008 года по телефону и пожелал остаться неизвестным.

О картине: Это полотно не случайно в течение 8 лет возглавляло список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов. «Пруд с водяными лилиями» - одна из четырех масштабных работ (размер 1 х 2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков – кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.

Слово «декорации» впервые прозвучало именно по отношению к этой картине и трем работам из того же цикла. А неистовство, отчаяние и гордость художника, мечтающего подарить своей стране к окончанию Первой мировой войны нечто великое, проявились сначала на этих подготовительных картинах, а позже – убаюканные и пережитые – стали мощным источником вдохновения для гениальных панно, которые сейчас находятся в музее Оранжери.
Клод Моне. Водяные лилии
Водяные лилии
Клод Моне
1906, 88.5×100 см

4. Водяные лилии, 1906


Продажа: Sotheby's, 2014 год.
Цена: $54 071 001

Провенанс: Поль Дюран-Рюэль - талантливый маршан и главный меценат импрессионистов в то время, когда еще никто их не покупал. Несколько десятков лет он оставался абсолютным монополистом на покупку картин Клода Моне, выплачивая ему кроме стоимости картин еще и дополнительную ренту, чтобы оставить за собой все права на картины и предотвратить безоглядные грошовые продажи ради куска хлеба. Но когда, наконец, к Моне пришла слава, монополия Дюран-Рюэля закончилась. Когда в 1909 году Дюран-Рюэль решил устроить в своей галерее выставку Моне под названием «Водяные лилии», художник долго увиливал, спрятался в Венеции, а потом объявил, что если Поль хочет выставку – пожалуйста, но только пусть выкупит для нее все необходимые картины. Столько денег у Дюран-Рюэля не было – и он предлагает братьям Бернхайм купить будущую экспозицию напополам. Так и вышло, что эта картина сначала принадлежала двум галереям: Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен, и только позже Поль выкупил ее для своей галереи, а затем и в личную коллекцию. Новый владелец, как и два предыдущих, пожелал остаться неизвестным.

О картине: В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне – пять картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще – за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.

Из этих бесконечных зарисовок пруда постепенно и настойчиво испаряется предметность: нет первого, второго и последующих планов, нет источника света и перспективы, сами лилии – как маячки, за которые цепляется взгляд. Но настоящий повод, смысл и сюжет – переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».
Клод Моне. Водяные лилии
Водяные лилии
Клод Моне
1905, 81×105 см

5. Водяные лилии, 1905


Продажа: Sotheby's, 2015 год.
Цена: $54 010 000

Провенанс: В истории продаж этой картины – традиционный для поздних работ Моне зачин: совладельцами и первыми покупателями были галереи Дюран-Рюэля и Бернхайм-Жен. Они продали полотно в Кунстхаус Цюриха, потом 20 лет им владели швейцарские коллекционеры Эмиль и Альма Штауб-Терлиндер, а еще спустя 20 лет картина попала в собрание одной из самых влиятельных и скандальных галерей в мире – галереи Вильденштейн. Это целое поколение арт-дилеров, представители которого кроме чистой коммерции всегда проводили титаническую исследовательскую работу. Внук основателя арт-династии Даниэль Вильденштейн признан во всем мире как ученый, составивший самый полный каталог работ Моне, писем и документальных свидетельств его жизни. Нью-йоркское отделение галереи со временем начало специализироваться на продажах, а парижское отделение было переименовано в Институт Вильденштейн, там хранятся больше 100 тысяч фотографий произведений искусства и обширные архивы. Говорят, когда в ХХ веке умирал какой-то художник, представитель галереи оказывался в его доме раньше, чем врач или нотариус.
Из галереи картина «Водяные лилии» была продана в частную коллекцию в 1955 году и с тех пор ни разу нигде не появлялась. Новый владелец, заплативший за картину 54 млн., проживает в Америке и пожелал остаться неизвестным.

О картине: Даниэль Вильденштейн, изучивший столько работ Моне, что равных ему знатоков в мире еще не было и вряд ли будут, утверждал: с 1905 по 1907 год в творчестве художника происходит самый важный перелом и самая глубокая трансформация. Именно в 1905 из его пейзажей впервые уходит перспектива и линия горизонта. Это взгляд человека, низко опустившегося над водой и всматривающегося в движение всей этой тяжелой массы. Картины 1905 года покрыты плотным, насыщенным красочным слоем, вода на них редко отражает светлое небо, не блестит и не переливается. Это вода-пропасть, вода-бездна.
Клод Моне. Водяные лилии
Водяные лилии
Клод Моне
1905, 88.3×99.5 см

6. Водяные лилии, 1905


Продажа: Christie’s, 2012 год.
Цена: $43 762 500

Провенанс: Картину, как и десятки других изображений водных лилий, купили совместно галереи Поля Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен для выставки Клода Моне. Уже через год полотно оказалось в Америке у частного покупателя, сменило еще нескольких владельцев и вело вполне скучную и традиционную жизнь шедевра. Вплоть до последней продажи, состоявшейся в 2012 году на аукционе Christie’s.

В тот год многие американские миллионеры расстались с жемчужинами своих коллекций. Американское налоговое законодательство ужесточилось – и богачи решили избавиться от некоторых шедевров, чтоб не разориться на их хранении. С того же аукциона, что и данная картина Моне, ушли две работы Марка Ротко и один из вариантов «Крика» Эдварда Мунка. Но хозяйка «Водяных лилий» вовсе не собиралась сэкономить на этой продаже, напротив, она занималась благотворительностью. С 1979 года владельцами «Водяных лилий» были Этель Стронг Аллен и ее муж Герберт Аллен. В 2012 году уже бывшая вдовой Этель умерла – и завещала эту картину Моне (и еще по одному полотну Сислея и Писсарро) частной школе Hackley в Нью-Йорке, где учились три поколения ее семьи. Не сразу пришедший в себя директор школы предположил, что это пожертвование должно побить все рекорды благотворительных взносов, когда-либо преподнесенных учебным заведениям Нью-Йорка. Деньги, конечно же, пошли на развитие образовательных программ.

О картине: Выставка 1909 года в галерее Поля Дюран-Рюэля была рекордной: никогда еще столько изображений одного и того же мотива не собиралось в пределах одной экспозиции. На стенах галереи – только водная поверхность и цветы на ней, 48 картин из серии «Кувшинки» и в том числе эта, написанная в 1905 году. И никогда раньше Моне не получал столько лестных отзывов. Критики захлебывались от восторга и сравнивали серию картин Моне то с последними квартетами Бетховена, то с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Для посетителей и коллекционеров эта выставка тоже оказалась удивительным шансом – после нее художник написал еще больше ста картин с изображением пруда в Живерни, но ни одну из них больше не захотел показать на выставке или продать. Практически все они после смерти художника попали в музеи.
Клод Моне. Железнодорожный мост в Аржантее
Железнодорожный мост в Аржантее
Клод Моне
1873, 60×98.4 см

7. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873


Продажа: Christie’s, 2008
Цена: $41 480 000

Провенанс: Трудно себе представить более грандиозное начало для провенанса – эта картина была представлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Именно об этой выставке критик Альбер Вольф писал: «Я лично знаком с некоторыми из этих несносных импрессионистов. Все они очаровательные молодые люди, искренне убежденные в своей правоте и воображающие, что нашли собственный путь в искусстве. Общение с ними вызывает такую же скорбь, какую я испытал недавно, поглядев в Бисетре на беднягу сумасшедшего. Зажав в левой руке лопату, он упер один ее конец себе в подбородок наподобие скрипки и водил по ней палкой, словно смычком, уверяя окружающих, что исполняет «Венецианский карнавал» — вещь, которая, по его словам, принесла ему бешеный успех среди знатоков. Следовало бы поставить этого виртуоза перед входом на выставку — тогда балаган на улице Ле-Пелетье обрел бы полную завершенность».

Первым владельцем картины стал оперный певец, знаменитый Жан-Батист Фор, один из немногих в те годы любителей новой живописи. Он купил полотно на знаменитом провальном аукционе в отеле Друо, где художники-импрессионисты решили продать по несколько полотен и заработать по несколько сотен франков на хлеб. Покупатели не сильно спешили платить, несколько картин купили ради рам. Но Фор и еще Гюстав Кайботт спасли ситуацию – купленные ими картины позволили хотя бы окупить затраты на холст и краски.

У картины внушительный список продаж и приобретений. Новый владелец, заплативший за полотно рекордный на тот момент для Моне 41 млн., пожелал остаться неизвестным.

О картине: В списке самых дорогих картин Моне эта – самая ранняя. Работы импрессионистов этого периода чаще хранятся в музеях и несут особую историческую ценность: наполняют залы лучших мировых выставок необузданной и витальной энергией грандиозного переворота в мировой живописи. Такой пейзаж, например, в 1873 году был вызовом, наглым и единогласно заклейменным позором дурновкусия. А главное – это оскорбление самого понятия «пейзаж», который должен изображать первозданную природу и позволять зрителю мысленно уноситься подальше от агрессивного города. А все эти заводы с дымящими трубами, монстрообразные мосты и гудящие паровозы, уродующие истинную красоту природы, вызывали негодование салонных критиков и, по их искреннему убеждению, не достойны были не то что кисти, даже взгляда со стороны художника. А Моне, на которого мост произвел ошеломляющее впечатление своей новаторской жесткостью и смелостью, сделал его еще и самым знаменитым мостом во французской живописи.
Клод Моне. Здание парламента, на закате
Здание парламента, на закате
Клод Моне
1901, 81.3×93 см

8. Здание парламента, на закате, 1900-1901


Продажа: Christie’s, 2015
Цена: $40 485 000

Провенанс: Поль Дюран-Рюэль с нетерпением ждал возвращения Моне из Лондона с обещанными видами на Парламент и два моста через Темзу. Ждал еще в 1900 году. Но художник не доволен набросками, он снова намерен ехать в столицу Великобритании через год. И снова не доволен. Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904, но ожидание возместится сполна – уже через неделю картина «Здание парламента, на закате» будет продана. Она побывает с тех пор в частных коллекциях в Гавре, Париже, Нью-Йорке и Японии. Предпоследний владелец, британский магнат и владелец нескольких топовых брендов одежды, Филипп Грин купил эту картину в 2001 году за 14 млн., а продал спустя 14 лет за 40 млн.

О картине: «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны, чем эта», - жаловался в письме из Лондона Моне. По утрам из гостиничного номера он писал мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс, во второй половине дня отправлялся в больницу Сент Томас, где ему с удовольствием предоставили террасу для ежедневных пленэров. Моне одновременно работает над 65 холстами – «гораздо больше, чем я смогу закончить», - но иначе невозможно, состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. Самый бесценный и дерзкий эффект именно этой картины – яркое красное свечение, прорывающееся между облаками и написанное одним взмахом кисти.

Сегодня из всей серии «Здание парламента» только 5 картин (включая эту) находятся в частных коллекциях, а остальные 14 – в собраниях музеев: Метрополитен в Нью-Йорке (1), парижский д’Орсэ (1, 2), Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве (1) и других.
Клод Моне. Водяные лилии
Водяные лилии
Клод Моне
1904, 81×100 см

9. Водяные лилии, 1904


Продажа: Sotheby's, 2007 год.
Цена: $36 724 350

Провенанс: Гюстав Жеффруа был одним из тех нескольких отважных критиков, которые первыми разглядели гениев в Клоде Моне, Огюсте Ренуаре и Поле Сезанне. Он отваживался писать восторженные рецензии на их работы в то время, как большинство зрителей и критиков называли это мазней и смеялись. Однажды Моне сел и написал письмо-благодарность критику газеты «Жюстис» за положительный отзыв, а много лет спустя познакомился с ним совершенно случайно, в Бель-Иле, куда оба приехали за вдохновением в 1886-м. С тех пор Жеффруа и Моне стали друзьями, а Гюстав – первым биографом, написавшим о жизни художника прямо с его слов и многословных, увлекательных писем.

Эта картина провела у Жеффруа три загадочных года. В аукционном провенансе указано: мол, была дана самим художником ему взаймы. Что бы это ни значило, три года Жеффруа наслаждался живописью, которую искренне любил. Потом картина недолго принадлежала сыну Клода Моне Мишелю и затем очень долго, почти столетие, неизвестному коллекционеру, потомки которого и продали ее в 2007 году.

О картине: Когда в 1900-х Моне работал над своим любимым мотивом, он еще не думал о «Декорациях» и об овальном зале музея, стены которого полностью покроются водными пейзажами без берегов и границ. Художник робко фантазирует о человеке, который бы захотел окружить себя «Кувшинками» в собственном доме: «Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега. Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума...» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за это полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.
Клод Моне. Большой канал
Большой канал
Клод Моне
1908, 73×92 см

10. Большой канал, 1908


Продажа: Sotheby's, 2015 год.
Цена: $35 567 406

Провенанс: Как же страдал Моне, когда узнавал о продаже своих работ «варварам», непонятным, шумным, щеголяющим пачками денег американцам. Но Дюран-Рюэль с патриотическими чувствами Моне не церемонился. Бывало, что целая выставка из его галереи разъезжалась по домам богатых американских поклонников импрессионизма. Первый владелец этой картины из венецианского цикла - Хант Хендерсон - был сахарным магнатом из Южного Орлеана и собрал лучшую на юге Америки коллекцию произведений искусства (Ренуар, Дега, Пикассо, Джорджия О'Киф). Пока Хендерсон собирал вполне уже привычных и любимых в Америке импрессионистов, ему, как учредителю и попечителю Isaac Delgado Museum of art (нынешний Художественный музей Нового Орлеана), и его завидной коллекции были несказанно рады в музее и любезно предлагали устраивать выставки. Но со временем Хант начал пугать директора музея своими неожиданными художественными вкусами и приобретениями: Пикассо для городского музея – это уж слишком. Сахарный магнат Хендерсон не церемонился – забрал все свои картины домой, развесил по стенам и передал по наследству детям. Сейчас, когда на аукционе появляется картина из собрания Ханта Хендерсона, это событие вызывает невероятный ажиотаж и рекордные ставки.

О картине: Уезжая в 1908 году в Венецию, 68-летний Моне ворчал, что придется покинуть Живерни, где ему и так неплохо пишется. Но этот город бросил художнику вызов – знаменитая венецианская дымка, окутывающая каждый предмет, здание, воду, небо была новым измерением, в котором он напишет свой цикл. Теперь один и тот же вид меняется не в зависимости от времени суток, как это было в «Стогах» или «Руанском соборе» – Моне пишет Большой канал в одно и то же время суток, ровно по 2 часа каждый день, и каждый раз свет преломляется сквозь эту невидимую оболочку-дымку по-разному. Время дня перестало быть тем фактором, который влияет на изменчивость мотива. Здесь свет, отражаясь от огромной водной поверхности, словно разжижает старинные каменные стены.

Моне привез из Венеции 37 полотен и еще три года никому их не показывал и дописывал в мастерской.
Клод Моне. Мост Ватерлоо, пасмурная погода
Мост Ватерлоо, пасмурная погода
Клод Моне
1904, 65×99.4 см

11. Мост Ватерлоо в пасмурную погоду, 1904


Продажа: Christie’s, 2007
Цена: $35 539 140

Провенанс: В галерее Поля Дюран-Рюэля лондонский цикл Моне долго не задержался. Этот вид на мост Ватерлоо купил русский банкир и страстный коллекционер Михаил Рябушинский. Ему было слегка за 20, когда он начал собирать живопись в своем особняке, ему было 29, когда его коллекция насчитывала сотню шедевров и когда он купил «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Ему было 37, когда в России произошла революция. Часть коллекции Рябушинский спрятал у себя дома, а часть отдал на хранение в Третьяковскую галерею. Бывший русский промышленник и банкир эмигрировал в Англию, а его коллекция разошлась по музеям: Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей им. Пушкина. А вот «Мост Ватерлоо» оказался в галерее вездесущих Вильденштейнов.

Картина выбирала себе во владельцы исключительных личностей: сэр Александр Корда – первый в истории Великобритании режиссер, получивших рыцарское звание и снявший фильм «Рембрандт» (1936), который даже сегодня называют лучшей историей жизни художника в кино.

Корда купил картину в галерее Вильденштейн, а за несколько лет до смерти подарил еще одной знаменитости. Доктор Генри Лакс был кардиологом-новатором, изобрел тест для выявления атеросклероза и провел важное исследование по диабету, например.

О картине: Клод Моне приехал в Лондон вместе с женой Алисой, чтобы навестить сына, сделал несколько набросков и понял, что вернется сюда снова. Раскрывая по утрам окно гостиничного номера в Savoy, он видел с одной стороны мост Ватерлоо, а с другой – мост Чаринг-Кросс. Как раз за мостом Ватерлоо каждое утро вставало солнце, если оно, конечно, в этот день было видно. Разумеется, Моне помнил о Тернере с его световыми эффектами, он восхищался поэтичными и почти абстрактными ноктюрнами Уистлера, его сводила с ума переменчивая лондонская погода – писать этот город было невероятно сложно и до изнурения захватывающе. Из Лондона в Живерни измотанный и больной Моне вез 8 ящиков холстов, 80 штук сплошных набросков – и ни один не закончен. На просьбы Дюран-Рюэля продать ему хоть одну картину из лондонской серии Моне резко отвечает: никаких продаж! Ему необходимо, чтобы все холсты были перед глазами в мастерской, только так, работая со всеми сразу, он сможет их завершить. Через пару лет.

Список самых дорогих картин Клода Моне - по состоянию на июль 2018 года.

Заглавная иллюстрация: «Стог сена» Клода Моне на аукционе Christieʼs в Лондоне, ноябрь 2016. Фото: Jonathan Brady / PA Wire / Scanpix / LETA

Автор: Анна Сидельникова (за исключением фрагмента о картине "Кувшинки в цвету", 1914–1917).