Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

Нидерландский торговец произведениями искусства Ян Сикс заметил картину в 2014 году на распродаже немецкого аукционного дома Lempertz. Он был не единственным, кто заподозрил в ней потенциальное сокровище: в результате битвы ставок с нью-йоркским арт-дилером Отто Науманом цена работы взлетела с ожидаемых 15-20 тысяч евро до фантастических полутора миллионов.
Картина «Пустите детей приходить ко мне» в том виде, какой её увидел Ян Сикс в аукционном онлайн-каталоге в 2014 году. Источник: Kunsthaus Lempertz

«Портрет молодого джентльмена» (ок. 1635), предположительно написанный Рембрандтом

Ян Сикс уже взбудоражил прессу в мае 2018 года, сообщив что нашёл ранее неизвестное произведение Рембрандта. Он купил недатированное и неподписанное полотно XVII века «Портрет молодого джентльмена» на Christie's в 2016 году всего за 137 тыс. фунтов стерлингов (172 тыс. долларов). Полтора года ушло на анализ красок и другие исследования. В результате работу признали подлинником такие крупные эксперты по творчеству голландского мастера, как Эрнст ван де Ветеринг и Норберт Миддлкооп.

Теперь дилер заявил, что узнал ещё одну картину Рембрандта по фигуре на фоне, которая очень напоминает молодого художника. «Рассматривая увеличенное изображение в аукционном онлайн-каталоге, я подумал: стоп, он так молод, около двадцати. Кто будет писать Рембрандта на картине? – рассказал Сикс. – На тот момент он не был знаменит, поэтому единственный человек, который мог это сделать, это он сам». Сикс добавили, что мастер «регулярно делал это на других картинах».
Фрагменты картины «Пустите детей приходить ко мне», которые навели Яна Сикса на мысль об авторе. Слева - предполагаемый автопортрет юного Рембрандта, справа (в центре) - портрет его матери


Помимо этого среди людей, окружающих Иисуса есть пожилая женщина, очень похожая на мать художника.



1.1. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет матери художника» (1629). Королевское собрание, Лондон
1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Автопортрет в латном нашейнике» (1629). Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

И вновь эксперт Эрнст ван де Ветеринг согласился с догадкой арт-дилера, а рентген и МРТ подтвердили эту теорию. Технический анализ также показал, что работа была неуклюже перекрашена, и почти четыре с половиной года после покупки реставраторы всё ещё работают над очисткой и восстановлением холста.
Нынешний вид картины «Пустите детей приходить ко мне» после частичной реставрации. Источник: de Volkskrant


Второе за четыре года открытие произведений Рембрандта может стать поворотным моментом в карьере Яна Сикса. Последней прежде неизвестной работой голландца, которая прошла полную атрибуцию, была небольшая ранняя картина «Крещение евнуха». Эксперты подтвердили её авторство в 1974 году. Кроме того, в 2015-м на аукционе в Нью-Джерси была обнаружена жанровая сцена «Пациент без сознания (Обоняние)», знакомая искусствоведам лишь по записям.

На данный момент самым дорогим творением Рембрандта, проданным на открытых торгах, является «Портрет мужчины с рукой на боку» (1658). В 2009 году подписанная и датированная картина ушла с молотка на аукционе Christie’s в Лондоне за 20,2 млн фунтов стерлингов (33,2 млн долларов). Кроме того, в 2015 году парижский Лувр и Рейксмузеум в Амстердаме совместно приобрели портреты Мартина Солманса и его жены Опьен Коппит кисти Рембрандта за 160 млн евро у представителя французской ветви семьи Ротшильдов. Благодаря этой закрытой сделке, оба полотна сейчас занимают шестую строчку в списке самых дорогих картин мира.


«Могу лишь сказать, что я долгое время был одержим Рембрандтом, и думаю, что если бы вы сделали столько же исследований, сколько сделал я, вы развили бы больше чувствительности к тому, что видите», – сказал Ян Сикс. Стоит отметить, что он – прямой потомок и полный тёзка мэра Амстердама XVII века, который изображён на одной из самых важных картин Рембрандта, «Портрете Яна Сикса». Это полотно сохранялось в семье в течение 11-ти поколений, и знакомо нынешнему арт-дилеру с юных лет.

1.1. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Крещение евнуха» (1626). Музей монастыря Святой Екатерины, Утрехт
1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Пациент без сознания (Обоняние)» (1625). Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Восстановление картины «Пустите детей приходить ко мне» пока ещё не закончено. Работы планируется завершить к выставке, посвящённой работам молодого Рембрандта, которую организует Музей Лакенхаль в Лейдене. Открытие экспозиции запланировано на 1 ноября 2019 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам artnet Newsde Volkskrant и ряда других источников