Почему царица Елена и римский император Константин Великий, ее сын, причислены к лику равноапостольных святых? Что за брус приказал закопать Соломон и почему? Зачем проводились раскопки на горе Голгофа и что за святыня исцелила больного и воскресила мертвого? На эти вопросы отвечают росписи, мозаики, иконы и картины, созданные в честь праздника Воздвижения Креста Господня, который православная церковь отмечает 27 сентября.

Крестовоздвижение – единственный из двенадцати главных праздников годового цикла, события которого не упомянуты в Священном Писании. Об обретении Креста начинают писать римские историки и церковные деятели в конце IV века.


Неизвестный  художник. Воздвижение Креста (оборот иконы Всех святых)
Воздвижение Креста (оборот иконы Всех святых)
Неизвестный художник
XVI век, 31×24.5 см

История побед Константина


Первый римский император, прекративший преследования христиан, Константин Великий был не просто императором, но еще и основателем новой христианской империи, столицей которой стал город, названный по имени первого христианского венценосца – Константинополь.

По божественному провидению знамение Креста Господня трижды помогало войску римского императора Константина одержать победу над врагами. После этих событий император (не без внушения свыше) решил отыскать место погребения Иисуса и само древо Креста, на котором был распят Спаситель, чтобы поклониться святыне. Благочестивое намерение императора исполнила его мать – императрица Елена. В 326 году царица, будучи уже в преклонных летах, отправилась на Святую землю.
Неизвестный  художник. Император Константин и императрица Елена с Крестом Господним
Император Константин и императрица Елена с Крестом Господним
Неизвестный художник
XV век, 102×77 см

Иконография


Самые ранние изображения, посвященные обретению Креста, сохранились в росписях и мозаиках греческих и древнерусских храмов Х-ХІ веков. На них предстают Святые Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста. Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV веков. В последующие столетия иконография усложнилась: в композицию икон и религиозных картин включали сцены, иллюстрирующие паломничество Елены в Иерусалим.
Святые Константин и Елена. Фреска×
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
читать дальше
Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде. XI век. Источник фото
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика×
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
читать дальше
ХІ века в Церкви Осиос Лукас в Фокиде, Греция 

История праздника


Задуманное Константином и Еленой предприятие было не из легких. Через сто лет после смерти Христа римский император Адриан, боровшийся с христианством, приказал засыпать пещеру, где был погребен Христос, и на месте Его казни построил храм богини Венеры. Елена, приехав в Иерусалим и заручившись поддержкой епископа Макария, предприняла раскопки на горе Голгофа и открыла пещеру гроба Господня. Неподалеку от нее были найдены три креста и доска с надписью «INRI» (Иисус Назарянин Царь Иудейский), которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте их Учителя. По преданию, прикладывание одного из крестов исцелило больного и воскресило мертвого, что было знаком его святости.
На торжественной службе, посвященной обретению Креста Господня, епископ иерусалимский Макарий, поднял (воздвиг) над верующими крест, чтобы бесчисленное множество христиан, собравшихся с окрестных земель, могли хотя бы издали благоговейно созерцать великую святыню. Так праздник получил свое название – Воздвижение Честного (Истинного) и Животворящего Креста Господня - и начал отмечаться в христианских странах.

Святой Крест поместили в храме Гроба Господня, который построила царица Елена над пещерой, где был погребен Иисус. Частицу Животворящего Креста она отправила своему сыну Константину.
Мастер G "Турино-Миланский часослов", иллюстрированный миниатюрами манускрипт конца XIV — начала XV веков

Пьеро делла Франческа и "Золотая легенда"


Итальянский художник Пьеро делла Франческа проиллюстрировал историю обретения Животворящего Креста в росписях Базилики Святого Франциска в Ареццо в 1458-1466 годы. В работе ему помогала книга «Золотая легенда» – сборник житий святых и христианских легенд, написанная доминиканским монахом Иаковым Ворагинским в 1290 году. Европейские художники XIII-XVI веков, работая над религиозными сюжетами, непременно обращались к «Золотой легенде».

Во времена Средневековья эта книга по популярности уступала лишь Библии.




Пьеро делла Франческа. Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста Господня
Пьеро делла Франческа
1466, 390×477 см
Пьеро делла Франческа. Открытие и доказательство Истинного Креста
Открытие и доказательство Истинного Креста
Пьеро делла Франческа
1466, 356×747 см

В «Золотой легенде», вспоминая героев Ветхого Завета, рассказчик излагает предание о происхождении самого Древа Креста. На смертном одре Адам просит своего сына Сифа принести ему из Рая масло прощения. У ворот Эдемского сада его встречает  архангел Михаил и говорит, что масло прощения всему миру будет даровано через 5 500 лет и дает Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла - ее тот положит в рот Адама при погребении. Из этой ветви выросло дерево, из которого был сделан Крест для распятия Иисуса.
Пьеро делла Франческа. Смерть Адама. Фрагмент фрески в Базилике Святого Франциска в Ареццо
Смерть Адама. Фрагмент фрески в Базилике Святого Франциска в Ареццо
Пьеро делла Франческа
1466, 39×74.7 см

Фреска×
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
читать дальше
«Поклонение царицы Савской священному Древу» рассказывает о приезде царицы Савской, волшебницы и сивиллы, к царю Соломону. По пути в Иерусалим она преклонила колени перед балкой, служившей мостом через ручей. По легенде, этот деревянный брус был сделан из той самой проросшей ветви на могиле Адама. Поклонившись ему, царица предрекла, что Спаситель мира будет распят на этом древе. Испугавшись пророчества, Соломон приказал закопать брус, однако спустя тысячу лет при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных он был найден, и именно из него сделали орудие казни Иисуса Христа.


Описанное в «Золотой легенде» чудо, случившиеся с императором, художник проиллюстрировал во фреске «Видение Константина». Константин, едва придя к власти, подавлял восстания других претендентов на трон. Перед одним из важных сражений он обратился к Богу с молитвой о помощи, и Господь услышал его мольбы: император увидел в небе лучезарный крест и надпись на нем – «Сим победиши». Пораженный чудесным явлением, которое видели также и воины, Константин впал в глубокий сон. Во сне ему явился ангел и повелел начертать крест на боевом знамени, обещая победу во всех сражениях. Царь исполнил, как было велено, и одержал три блестящие победы.
Пьеро делла Франческа. Видение Константина
Видение Константина
Пьеро делла Франческа
1466, 329×190 см
Пьеро делла Франческа. Пытка Иуды
Пытка Иуды
Пьеро делла Франческа
1466, 356×193 см
Пьеро делла Франческа «Пытка Иуды»

Сцена «Пытка Иуды Кириака» изображает поиски Елены места распятия Христа. Разыскивая Животворящий Крест, императрица расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который отказывался говорить, и тогда Елена приказала бросить его в колодец. Через семь дней Иуда привел императрицу к храму Венеры и указал место для раскопок.

В 610-е годы Иерусалим завоевал персидский царь Хосров II и увез с собою Святой Крест. Но Господь не позволил, чтобы христианская святыня пребывала у язычников, и через несколько лет греческий император Ираклий одержал над персами победу. В 631 году в торжественной процессии на собственных плечах он принес Крест в Иерусалим, который снова установили в Церкви Святого Гроба.
Пьеро делла Франческа. Битва между Ираклием и Хосровом
Битва между Ираклием и Хосровом
Пьеро делла Франческа
1466, 329×747 см

Икона Крестовоздвижения на Руси


На Руси иконография сюжета Воздвижения Креста Господня сложилась в XV-XVI века. Композиция представляет многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, его поддерживают диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и верующие, пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, изображены фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда в композицию икон Крестовоздвижения включают сцены чудес, связанные с обретением Креста Господня, например, образы исцеленного старца от тяжелой болезни или мертвого человека, воскресшего от прикосновения к Кресту.
Неизвестный  художник. Воздвижение Креста
Воздвижение Креста
Неизвестный художник
XVI век

Крест в жизни христианина


Иисус Христос принес Себя в жертву для спасения всех людей. Верующие в Него осеняют себя крестом, носят на груди крестик, как защиту и знак Христовой победы над смертью. У каждого христианина есть также и личный крест, приносящий страдания, потому его нелегко принять, но как сказал Господь: «Кто не возьмет крест свой и не следует за Мной, тот недостоин Меня» (Матфей 10, 38).


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: икона "Воздвижение Креста", XVI век. Фрагмент