Оригинальный плакат «Синематограф Люмьер» («Cinématographe Lumière») – первый в мире кинопостер – был продан на онлайн-торгах Sotheby's за 160 тыс. фунтов стерлингов (примерно 207 тыс. долларов США). Это более чем в 2,5 раза превысило предварительную оценку в 40 – 60 тыс. фунтов. Афиша более сорока лет находилась в частной французской коллекции.

Аукционный дом заявляет, что это – новый рекорд для плакатов, которые он когда-либо выставлял на продажу. Предыдущий был установлен в сентябре 2017 года, когда постер к фильму «Кинг-Конг» ушёл, как пишет интернет-изадние Artdaily, за 42 тыс. фунтов стерлингов.


Слева: Анри Бриспо, постер «Синематограф Люмьер» (1896). Частная коллекция

Это уникальная коллекционная афиша и настоящий музейный экспонат. Она была создана для первой публичной кинодемонстрации, которая состоялась 28 декабря 1895 года в Индийском салоне Гранд-Кафе, расположенного на бульваре Капуцинов в Париже. Это скромное событие, на которое собралось менее тридцати человек, продолжалось около двадцати минут. Но оно ознаменовало публичный старт одного из важнейших культурных, художественных и социальных явлений XX века. Виктор Перро, который присутствовал на показе, позже описал тот зимний вечер во множестве статей и мемуарах, назвав его «великим историческим началом».

Гранд-Кафе было местом встречи джентльменов, играющих на бильярде, а его небольшое подвальное помещение было оформлено в стиле восточной гостиной. Для демонстрации братьев Люмьер одну из стен затянули белым полотном вроде простыни, а легендарный ныне аппарат под названием синематограф поставили на ступенях позади ста стульев, заимствованных из кафе.

Читайте также: Постер к фильму «Дракула» с Белой Лугоши установил мировой рекорд на аукционе


Ещё один постер 1896 года, рекламирующий киносеансы братьев Люмьер. Считается, что это нижняя часть оригинального плаката с кадром из 49-секундной комедии «Политый поливальщик»


Показ включал 10 фильмов, снятых братьями Люмьер, длительностью не более минуты каждый. Некоторые зрители восприняли их с подозрением, другие же казались совершенно потрясёнными. Перро пишет, что когда в зале погас свет, одна дама закричала от ужаса. Позже широко распространились слухи о магии и обмане, словно движущиеся образы были трюком хитрого фокусника. Один человек даже заявил, что несправедливо издеваться над публикой таким образом. Приглашённые представители прессы не явились на сеанс, но заметки о нём удивительным образом вышли в большинстве газет в следующие два дня.

Читайте также: Страшные и страшно дорогие: самые ценные киноплакаты, которые конкурируют с картинами. Осторожно — хоррор!



Результат был ошеломительным. 1 и 2 января 1896 года от двух до двух с половиной тысяч зрителей заплатили по одному франку каждый, чтобы увидеть коллекцию движущихся изображений братьев Люмьер. Афиши с рекламой показов были напечатаны и расклеены на стенах по всему Парижу. Их было два вида. На представленной здесь работе художника Анри Бриспо изображена толпа людей, ожидающих входа в Индийский салон. В течение нескольких месяцев кинотеатры Люмьер открылись во всех крупных городах, и сеансы были проведены для большинства глав государств, королей, королев и даже императорской четы России.

Ниже - некоторые киноафиши, которые также были проданы на онлайн-аукционе Sotheby's в сентябре. Первый постер - «Месть Розовой пантеры» - куплен за 6,5 тыс. фунтов стерлингов при ожидаемых 600 - 800 фунтах. 


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily