Совершенно новый ракурс живописи решила продемонстрировать своим посетителям Национальная галерея Дании. Кураторы музея повернули некоторые произведения «лицом» к стене, чтобы показать их обратную сторону. Новая выставка под названием «Другая сторона» приурочена к фестивалю «Золотые дни» и его тематике «Б-стороны Истории».

Национальная галерея Дании очень буквально восприняла тему фестиваля «Золотые дни» в этом году. «Б-стороны Истории» – это всё, что скрыто, вещи, которые не видны на первый взгляд. На этой выставке музей повернул избранные картины, позволив посетителям рассматривать их реверс и исследовать истории, которые скрыты там.

1.1. Обратная сторона картины Рихарда Мортенсена «Женщина и птицы» (1937). Национальная галерея Дании, Копенгаген
1.2. Лицевая сторона картины Рихарда Мортенсена «Женщина и птицы» (1937). Национальная галерея Дании, Копенгаген

Некоторые обратные стороны демонстрируют произведения, которые художники начинали писать ранее, или первые варианты картин, которые не удовлетворили авторов, побудив тех перевернуть поверхность и начать всё заново. Там могут быть гербы, рассказывающие о предыдущих владельцах работы, или следы реставрации и консервации.

Перевернув картину голландского живописца Питера Корнелиса ван Слингеланда «Девушка с попугаем», можно увидеть, что дубовая панель покрыта грунтовкой и тонким слоем коричневого пигмента – как если бы эта сторона была лицевой. В те времена художники часто поступали так со своими лучшими произведениями, чтобы стабилизировать их.
Панель «Девушка с попугаем» (XVII в.) Питера Корнелиса ван Слингеланда из коллекции Национальной галереи Дании, которая ранее приписывалась Герриту Доу


Там же можно увидеть небольшую красную восковую печать, оставленную неизвестным коллекционером. В верхней части щита, увенчанного конской головой, изображены два полумесяца, а в нижней – птица. Эксперты по геральдике считают, что это британский герб конца XVIII – начала XIX веков.
Печать на обратной стороне картины Питера Корнелиса ван Слингеланда «Девушка с попугаем». Фото: Национальная галерея Дании


В экспозицию вошли 54 работы, созданные с примерно 1400 года по сегодняшний день. Среди них есть особый шедевр из коллекций Национальной галереи, возможно, первая в истории искусств картина с двумя обратными сторонами.

Примерно в 1670 году фламандский художник Корнелис Нобертус Гисбрехтс создал «Тромплёй. Обратная сторона картины в раме». На её лицевой стороне изображён реверс картины – холст, закреплённый на подрамнике синими гвоздиками. Художник также написал небольшую бумажку с рукописным инвентарным номером, которая выглядит так, будто прикреплена красным воском.
Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплёй. Обратная сторона картины в раме
Тромплёй. Обратная сторона картины в раме
Корнелис Норбертус Гисбрехтс
1672, 66.4×87 см

Эту работу вполне можно принять за произведение минимализма или массового искусства XX века. Однако, как указано в названии, это – тромплёй, то есть картина, которая должна обмануть зрителя своим абсолютным реализмом.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Национальной галереи Дании