В январе следующего года галерея Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
в Лондоне проведет первую за 20 лет в Великобритании крупную выставку работ Пьера Боннара. Цель ретроспективы «Цвет памяти» – привлечь к художнику интерес нового поколения и переосмыслить его место в истории искусств, а также представить его произведения в новом свете. Кураторы считают, что неверно рассматривать Боннара как одиночку и художника, отстранённого от реальности.
Пьер Боннар. Обнажённая в ванне
Обнажённая в ванне
Пьер Боннар
1935, 104.8×65.4 см

Место Боннара в искусстве моденрнизма обсуждается давно. Особо категоричный вердикт вынес Пабло Пикассо. «То, что он делает – не живопись», – сказал он, обвинив коллегу в том, что тот сотворил «попурри неуверенности», а потому его нельзя отнести к «художникам-модернистам».

В свою очередь Анри Матисс – извечный антагонист Пикассо – придерживался противоположного взгляда. Вскоре после смерти друга он прочитал в журнале разгромную статью Кристиана Зервоса, сторонника Пикассо, под заголовком «Пьер Боннар: великий ли он художник?». Поверх своего экземпляра Матисс написал: «Да! Я подтверждаю, что Пьер Боннар – великий художник, и сейчас, и, несомненно, в будущем».

Слева: Пьер Боннар, «Обнажённая в ванне» (1925). Галере Тейт, Лондон

«Он был застенчив, – говорит куратор выставки Мэтью Гейл, – и это породило стереотип, будто он был одиночкой. Но одна из целей нашего проекта состоит в том, чтобы поместить Боннара обратно в историю, посмотреть, как он реагировал на окружающее обстоятельства, как его травматические переживания во время Первой и Второй мировых войн и личные трагедии легли в основу некоторых поступков».
Пьер Боннар. Кофе
Кофе
Пьер Боннар
1915, 73×106.4 см

Боннар применял множество современных ему технологий. Будучи зорким фотографом, он использовал некоторые снимки во время написания картин; уже в 1912 году владел автомобилем «Рено», который, по-видимому, был окрашен в желтый цвет («Жёлтого цвета много не бывает», – сказал однажды художник). Наличие машины, как говорят кураторы, означает, что Боннар постоянно ездил по стране – проводил лето на севере, в Нормандии, а зимовал на юге.

«Есть множество историй о том, как он снимал свои полотна со стен, сворачивал, клал в багажник и переезжал на следующее место, а там разворачивал и снова вешал на стены», – говорит ещё один куратор Хелен О'Мэлли.
Пьер Боннар. Разрушенная деревня близ Хэма
Разрушенная деревня близ Хэма
Пьер Боннар
1917, 63×85 см

О реакции Боннара на Первую мировую войну известно мало. Картина «Разрушенная деревня близ Хэма» была написана в мае 1917 года, когда художников систематически возили на фронт, чтобы «передать ощущение разрухи и страданий в армии». Рядом с этой работой выставят «Четырнадцатое июля» – сцену ночного празднования Дня взятия Бастилии в 1918 году. Карусель на заднем плане и женская фигура, немного похожая, по мнению Гейла, «на «Свободу, ведущую народ» Делакруа, возвышаются [над всеми], создавая ощущение возрождения мира и его возвращения во Францию после болезненного опыта Первой мировой войны».
Пьер Боннар. Четырнадцатое июля 1918 года (Перемирие)
Четырнадцатое июля 1918 года (Перемирие)
Пьер Боннар
1918, 59.5×85.3 см

Читайте также: Военное положение: как художники становились врагами, воевали, умирали и выживали во время Первой мировой войны



Это не означает, говорят кураторы, что Боннара следует рассматривать как военного художника. Но следует признать, что он осознавал происходящее в окружающем мире и пытается выразить это в своих произведениях, что до недавнего времени мало принималось во внимание. Вторую мировую войну художник, которому тогда было уже за 60, провёл в основном в своём доме в Ле-Канне на Лазурном берегу.

Слева: Пьер Боннар в 1941 году. Фото: Andre Ostier

«В то время он писал преимущественно пейзажи, которые постепенно переходили в абстракции, – рассказывает О'Мэлли. – Мы считаем, что это связано с трудностями, которые все испытывали в те времена. Поэтому его работы становились всё более эмоциональным и искажёнными».
Пьер Боннар. Мастерская с мимозой
Мастерская с мимозой
Пьер Боннар
1946, 127.5×127.5 см

Из переписки Боннара с Матиссом мы знаем о нехватке топлива, продуктов, материалов для работы Матисс был очень болен, как и жена Боннара. Нынешние искусствоведы часто не принимают во внимание тот факт, что когда супруга умерла, художник временно пошёл добровольцем в госпиталь, а в 1943 году многие учреждения работали очень напряжённо.



Читайте также: История любви в картинах. Боннар и Марта, зеркала и ванны
Пьер Боннар. Столовая в деревне
Столовая в деревне
Пьер Боннар
1913, 161×203 см

Около ста работ, включая шедевры из крупных международных коллекций, продемонстрируют различные темы, тоны и эмоциональные регистры, которые интересовали Боннара – начиная с пейзажей и интерьеров вроде «Столовой в деревне» (1913) и «Мастерской с мимозами», до серии картин с участием жены художника Марты и тревожного, жёстокого «Автопортрета (Боксёр)» 1931 года. Кураторы надеются, что выставка изменит упрощённое мнение о том, что Боннар ассоциируется с созвучным французским словом bonheur, означающим счастье.


Пьер Боннар. Сад
Сад
Пьер Боннар
1936, 127×100 см

«Предполагается, что его картины жизнерадостны, – заключает Мэтью Гейл. – Но наша цель – показать, что в этих работах есть нечто иное эмоциональное. Это не просто: «Ну, прекрасный цвет, давайте просто наслаждаться им». Когда вы вникнете в детали, то увидите, что там происходят сложные процессы и есть множество непростых предыстории».

Выставка «Пьер Боннар. Цвет памяти» откроется в галерее Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
в Лондоне 23 января и будет работать до 6 мая 2019 года.

Слева: Пьер Боннар, «Сад» (1936). Музей современного искусства, Париж

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Пьер Боннар, «Открытое окно с видом на Сену (Вернон)» (1912), Музей изобразительных икусств в Лионе