Музей Вальрафа-Рихарца из Кёльна и Национальная галерея в Праге объявили о совместном проекте – выставке картин Рембрандта, которая пройдёт в 2019-2020 годах. Ведущую роль в запланированном показе будут играть две хорошо известные и завораживающие, но довольно загадочные работы. Это задумчиво-созерцательный «Учёный за столом» из пражской коллекции и таинственно улыбающийся «Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса» из собрания в Кёльне.

«Учёный за столом» – единственная картина Рембрандта на территории Чешской Республики. Она датирована 1634-м годом (в левом нижнем углу). Это был счастливый год в личной жизни и удачный – в карьере 28-летнего живописца. Он женился на Саскии ван Эйленбюрх и получил признание как портретист, в частности.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Учёный за столом
Учёный за столом
Рембрандт Харменс ван Рейн
1634, 141×135 см

На этом полотне изображён пожилой учёный с привлекательными чертами лица, которого оторвали от чтения. О его образованности свидетельствуют предметы на столе – глобус, фолианты и чернильница с пером. Роскошная одежда и золотая цепь указывают, что перед нами состоятельный человек. Личность натурщика неизвестна, но Рембрандт писал его как минимум ещё два раза – в восточном одеянии и в массивном белом тюрбане.

Художник уже в первых своих работах демонстрировал увлечение миром Востока и склонность к странным, зачастую архаичным костюмам. С юных лет он также любил изображать стариков. Рембрандт нашёл связь между старостью и жизненным опытом, обучением и знаниями, и это отражено на лице его учёного.

1.1. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет мужчины в восточном костюме» (1635). Рейксмузеум, Амстердам
1.2. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет мужчины в восточном одеянии» (1633). Старая Пинакотека, Мюнхен

Образ сильно постаревшего Рембрандта из коллекции Музея Вальрафа-Рихарца – один из последних в длинной серии из примерно 70-ти автопортретов. Художник как никто другой использовал самого себя в психологических исследованиях возраста и состояния человека. Он документировал свои черты лица с беспощадной прямотой, и густые мазки краски передают буквально физическое ощущение морщин на лбу и щеках, тяжёлых мешков под глазами. Взгляд в упор на зрителя на самом деле направлен на отражение. Поднятые брови и открытый, возможно, смеющийся рот говорят о пренебрежении любыми условностями с тем решительным и оптимистичным настроем, который позволяет только преклонный возраст. Но что могло заставить Рембрандта смеяться?
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса
Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса
Рембрандт Харменс ван Рейн
1668, 82.5×65 см

Этот вопрос на протяжении многих лет занимал искусствоведов, поскольку на картине нет подсказок, позволяющих дать однозначный ответ. Что за смутно различимая фигура в левой части композиции – скульптура или образ на мольберте? Изобразил ли Рембрандт себя художником с кистью и муштабелем (палочкой для опоры руки)?

У этой работы есть несколько интерпретаций. Одни пришли к выводу, что перед Рембрандтом стоит древнеримский бог Термин, покровитель границ, напоминая художнику о приближающемся конце его жизни. Другие увидели в этой фигуре плачущего Гераклита, а в живописце – стороннике жизнерадостного подхода к жизни – контрастное представление смеющегося философа Демокрита. И, наконец, третьи расшифровали автопортрет как образ античного художника Зевксиса, который, по легенде, умер от смеха, когда ему заказали написать портрет сморщенной, дряхлой старухи в виде богини красоты и любви Афродиты.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Учёный за столом (фрагмент)
Учёный за столом (фрагмент)
Рембрандт Харменс ван Рейн
1634

«Учёный за столом» и «Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса» не только определяют начало и конец карьеры Рембрандта. Их объединяет стремление художника облагородить человеческое бытие, подняв его изображение до уровня исторической живописи. Эмоции и интеллектуальные переживания превращаются в повествование. Проявление учёности, живость ума и мудрость возраста стали лейтмотивом творчества Рембрандта. В то же время художник наделял своих персонажей как трагическими, так и комическими чертами. Его творчество – открытое и амбивалентное по содержанию – нелегко охватить полностью. Оно постоянно бросает вызов зрителям – как в прошлом, так и сейчас.

Слева: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Учёный за столом» (фрагмент)

Главные экспонаты выставки будут дополнены избранными произведениями из ведущих музеев и частных коллекций. Показ, который носит рабочее название «Рембрандт. Драма разума в пяти актах», запланирован в Кёльне с 31 октября 2019 года по 1 марта 2020 года, а в Праге – с апреля по июль 2020 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официальных сайтов Национальной галереи в Праге и Музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне, а также Codart