Метрополитен-музей в Нью-Йорке демонстрирует небольшую выборку из пятидесяти эротических и провокационных акварелей, рисунков и графических работ Густава КлимтаЭгона Шиле и Пабло Пикассо. Все произведения были частью обширной коллекции поэта и эстета Скофилда Тайера. Впервые выставленные единой группой, они дают представление об этом важном собрании и вкусах его владельца. Экспозиция «Одержимость. Обнажённые Климта, Шиле и Пикассо из коллекции Скофилда Тайера» также посвящена столетию со дня смерти Климта и Шиле.

Скофилд Тайер (1889 – 1982) был отпрыском богатой семьи, совладельцем и редактором авангардистского литературного журнала «Циферблат» с 1919-го по 1926 годы. Публиковавшиеся там сочинения таких авторов, как Томас Элиот, Эзра Паунд, Томас Манн и Марсель Пруст часто сопровождались иллюстрациями художников-современников. 

Слева: Скофилд Тайер в молодости. Источник: Tygers of Wrath

Тайеру принадлежала огромная коллекция из примерно шестисот работ – в основном, на бумаге – которую он собрал с ошеломляющей скоростью в Лондоне, Париже, Берлине и Вене между 1921-м и 1923 годами. Акварели и рисунки Шиле и Климта – художников, которые в то время были неизвестны в Америке – он приобрёл в австрийской столице, будучи пациентом Зигмунда Фрейда.
Эгон Шиле. Сидящая женщина, вид сзади
Сидящая женщина, вид сзади
Эгон Шиле
1917, 46.4×29.8 см
Густав Климт. Стоящая обнажённая
Стоящая обнажённая
Густав Климт
1907, 56.8×37.5 см

В 1924 году избранные произведения из собрания Тайера были выставлены в нью-йоркской галерее и получили признание, но пришлись не по вкусу жителям его родного Вустера в штате Массачусетс. Оскорблённый нетерпимостью к провокационному искусству, коллекционер завещал свои сокровища Метрополитен-музею, куда они попали после его смерти в 1982 году. Ревизия этой обширной и разнообразной коллекции оказалась нелёгкой задачей. И хотя избранные произведения вошли в постоянную экспозицию, большинство светочувствительных акварелей, рисунков и графических работ выставляются редко.

Слева: Густав Климт, «Стоящая обнажённая» (1906/7). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Слава Густава Климта как рисовальщика опирается на работы, выполненные после 1905 года. Это не только подготовительные эскизы для картин, но и самостоятельные образы обнажённых женщин. Самые ранние из них – наброски для потолка Венского университета – уже демонстрируют разрыв с условностями и табу. Вместо того чтобы идеализировать нагое тело или маскировать его под мифологические сюжеты, Климт изображал натурщиц со всеми их недостатками, включая морщины, измождение или тучность. Во время выставки 1908 года в Вене критики назвали эти эротические рисунки «больным искусством», а художника обвиняли в дегенерации и порнографии.
Густав Климт. Лежащая обнажённая с драпировкой, вид сзади
Лежащая обнажённая с драпировкой, вид сзади
Густав Климт
1918, 37.1×56.8 см

За свою короткую жизнь Эгон Шиле создал более трёхсот картин, а также около трёх тысяч рисунков и акварелей. Он рисовал постоянно и везде – в своей мастерской, в поездах, в ресторанах, в домах друзей, на природе. Найдя нескольких покупателей для своих работ, он был вынужден расстаться со многими наиболее привлекательными эротическими произведениями.

Шиле рассматривал Густава Климта как отца, друга и мастера. В своих рисунках он подражал тонким, эфирным контурным линиям старшего художника, однако ню у Шиле более вызывающи и эротичны, чем у его наставника. В своём ненасытном любопытстве к женскому телу он не проявлял сдержанности, подчас доходя до таких клинических изображений, как «Изучение во сне» (1911).



1.1. Густав Климт, «Два наброска присевших женщин» (1915). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
1.2. Эгон Шиле, «Лежащая модель в сорочке и чулках» (1917). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Эгон Шиле. Стоящая обнажённая с оранжевой драпировкой
Стоящая обнажённая с оранжевой драпировкой
Эгон Шиле
1914, 46.7×30.5 см
В 1912 году разразился громкий скандал, когда Шиле арестовали по подозрению в похищении и изнасиловании 14-летней девочки. После трёх недель, проведённых в тюрьме в ожидании суда, художник был оправдан по этому обвинению, но осуждён за нарушение норм «публичной морали» – за свои изображения нагих подростков. С тех ему позировали лишь совершеннолетние модели, а красивые рисунки с матерями и детьми, созданные в последние месяцы жизни (они представлены в последнем экспозиционном зале), говорят о смене интересов Шиле и значительно расширяют наш взгляд на него.

Слева: Эгон Шиле, «Стоящая обнажённая с оранжевой драпировкой» (1914). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Скофилд Тайер, который так ценил Климта и Шиле, посчитал провокационными и работы Пикассо, несмотря на то, что испанец был увлечён архаичными и лирическими классическими мотивами. Из трёх художников, представленных на нынешней выставке, Пикассо – единственный, кто был жив в то время, когда издатель собирал свою шокирующую коллекцию в Европе. Оба мужчины встретились летом 1923 года, и Тайер приобрел 14 акварелей и рисунков, шесть гравюр и две картины художника.
Пабло Пикассо. Эротическая сцена
Эротическая сцена
Пабло Пикассо
1903, 70.2×55.6 см

Самая ранняя работа среди них – «Эротическая сцена» (1902/3), воссозданное по памяти сексуальное посвящение, которое юный Пикассо прошёл в борделе в Барселоне. Остальные рисунки изображают обнажённых в Госоле – отдалённой деревне в Пиренеях, а также купальщиц в буколических пейзажах Французской Ривьеры, Фонтенбло и Бретани. Любопытно, что Тайер, презиравший абстрактное искусство, подчёркнуто проигнорировал кубистический период карьеры художника.
Пабло Пикассо. Купание коней
Купание коней
Пабло Пикассо
1906, 37.8×58.1 см

Выставка «Одержимость. Обнажённые Климта, Шиле и Пикассо из коллекции Скофилда Тайера» в нью-йоркском Метрополитен-музее продлится до 7 октября 2018 года.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Главная иллюстрация: Эгон Шиле, «Автопортрет» (1911), Метрополитен-музей, Нью-Йорк