Все хотя бы раз слышали, что коты управляют интернетом, но немногие знают, что эти животные причастны также к некоторым самым известным в мире произведениям искусства. Ряд величайших художников всех времён стали доказательством того, что нет лучшей музы, чем кошка. Многие живописцы держали их дома, а кое-кто даже использовал в качестве моделей. Вот 10 знаменитых мастеров, чьи произведения покорили ценителей искусства, а сами они были покорены очаровательными мурками.

1. Густав Климт



Легендарный сооснователь венского Сецессиона обожал своего кота Катце с которым запечатлён на фотографии 1912 года. Когда сотрудники «Новой галереи» в Нью-Йорке готовили выставку «Густав Климт и Эгон Шиле. 1918 год, столетие», то обнаружили какое-то пятно на обратной стороне оттиска Климта, предоставленного частным коллекционером. По словам куратора экспозиции Яниса Стаггса, кошки постоянно бегали по мастерской художника, иногда прямо по рисункам. И отпечаток кошачьей лапы, который увидели музейщики на экспонате, подтвердил эту историю.

Слева: Густав Климт и Катце (1912). Источник: artwave.it

2. Анри Матисс


Любовь французского модерниста Анри Матисса к котам подтверждена многочисленными фотографиями. Для картины «Девушка с чёрной кошкой» (1910) ему позировала дочь Маргарита с одним из многочисленных домашних любимцев на коленях. Художник наслаждался компанией своих мурчащих компаньонов – Минуш, Кусси и Блоха часто находились рядом, пока он работал.
Анри Матисс. Девушка с чёрной кошкой (Портрет Маргариты)
Девушка с чёрной кошкой (Портрет Маргариты)
Анри Матисс
1910, 94×64.1 см


3. Сальвадор Дали


Сюрреалист Сальвадор Дали был великим эксцентриком – и лишний раз это подтверждает его выбор домашнего любимца. Бабу был не менее экзотичен, чем его владелец: это был оцелот – карликовый леопард из тех, что водятся в Центральной и Южной Америке. Многочисленные снимки рассказывают, как Бабу и Дали проводят вместе время в одной из причудливых резиденций художника. Оцелот был дружелюбным, и мастер время от времени даже брал его на многолюдные вечеринки.
Сальвадор Дали и Бабу. Фото: BBC


4. Джорджия О'Киф



Джорджия О'Киф
 известна своими цветочными картинами и любовью к кошкам. Есть несколько её фотографий с сиамским котом, который, как полагают, был её домашним питомцем в поздние годы. Он, несомненно, поддерживал её при создании некоторых шедевров во время пребывания в Нью-Мексико.

О'Киф была разноплановым художником, она не только писала и рисовала, но и фотографировала.

Слева: Джорджия О'Киф и её сиамский кот. Источник: Picture Lights

5. Пьер Боннар


Пьер Боннар не только держал кошек, но и писал их. На одной из его самых узнаваемых картин «Белый кот» изображено толстое животное с длинными искривлёнными ногами. Есть фотография художника с полосатым котом на коленях, возможно, он служил моделью для многих картин.
Пьер Боннар. Белый кот
Белый кот
Пьер Боннар
1894, 51×33 см

6. Луис Уэйн


Из всех художников в этом списке Луис Уэйн был самым большим ценителем кошек. На его рисунках, иллюстрациях и поздравительных открытках антропоморфные коты и котята играют в мяч, слушают оперу, рыбачат, учатся в школах и занимаются другими «человеческими» делами. Начало популярности Уэйна положил домашний кот Питер, в котором находила утешение больная раком жена художника. Для её развлечения иллюстратор научил четвероногого друга носить очки и неподвижно сидеть у книги, словно за чтением. Параллельно Уэйн делал зарисовки, которые затем легли в основу его знаменитых кошачьих персонажей. Последние годы жизни художник провёл в психиатрических лечебницах, но даже там не оставил любимую тему, хотя его коты становились всё более психоделическими.


7. Энди Уорхол


Лучшим другом иконы поп-арта был Сэм – красивый сиамский кот, который украшает многие рисунки и картины Уорхола. Среди них – «Сэм. Портрет жёлтого кота с розовыми глазами» и «Сэм. Портрет оранжевого кота с розовыми глазами», демонстрирующие животное в разных позах и цветах. Чтобы воздействовать на такого художника, как Энди Уорхол, нужен кот с яркой индивидуальностью, и Сэм определенно приложил лапу к творчеству своего хозяина.
Энди Уорхол. 25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка
25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка
Энди Уорхол
1954, 23.9×15.6 см

8. Пабло Пикассо



Знаменитый художник-кубист держал кота по имени Мину, который, вероятно, составлял ему компанию во время работы. Пабло Пикассо не изображал симпатичных котят, в его исполнении коты – злобные и кровожадные хищники. Картина «Кошка, поймавшая птицу» традиционно трактуется как символ гражданской войны в Испании и предчувствие Второй мировой.

Слева: Пабло Пикассо с котом. Источник: MumsPatik.lv
Пабло Пикассо. Кошка, поймавшая птицу
Кошка, поймавшая птицу
Пабло Пикассо
1939, 81×100 см

9. Василий Кандинский



Русско-немецкий художник Василий Кандинский знаменит первыми абстрактными картинами, например, серией «Композиций», которые ещё называют «симфониями цвета». А помогал гению кот по кличке Васька. По крайней мере один раз художник и его рыже-белый любимец сфотографировались в саду, и на снимке видно, что между ними была особая связь.

Слева: Василий Кандинский и кот Васька. Источник: Picbear

10. Уильям Тёрнер


В своей книге «Тёрнер» писатель Питер Акройд рассказывает, как британский живописец начала XIX века пригласил коллегу Уильяма Лейтча посетить домашнюю галерею в свое отсутствие. И когда тот уселся, чтобы получше рассмотреть одну из картин, но почувствовал, как что-то коснулось его шеи. Оказалось, это был кот, вскочивший на спинку стула! «От неожиданности Лейтч резко вскочил, чем вспугнул еще четырёх или пять кошек, которые уже вились у его ног. “В ужасе я бежал, – позже вспоминал Лейтч, – а обернувшись, увидел наверху котов, сверкавших на меня глазами, причем каждый из них, заметил я, был без хвоста”», – пишет Акройд. По его словам, это были коты породы мэнкс, бесхвостые от природы. В Англии бытовало поверье, что они приносят в дом деньги: им требуется меньше времени, чтобы пройти в дверь, значит, экономится тепло.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Набросок спящей кошки
Набросок спящей кошки
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1797, 23.8×27.8 см

Есть ещё один факт, связанный с Уильямом Тёрнером и котами. В одном из писем художник указывает, что в конце 1810 года предлагал картину «Лов на Блайт-Сэндс при начавшемся приливе» своему покровителю сэру Джону Лестеру, а затем отказался продать её сэру Джорджу Бомонту, который не любил творчество живописца. Сейчас полотно хранится в галерее Тейт и, как сказано в его описании, оно, по-видимому, прикрывало кошачий лаз в доме Тёрнера. Поскольку его картины сейчас стоят миллионы, можно сказать, что пейзаж – самая дорогая в мире кошачья дверца.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Лов на Блайт-Сэндс при начавшемся приливе
Лов на Блайт-Сэндс при начавшемся приливе
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1809, 88.9×119.4 см

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Purrington Post