Стала известна тема предстоящей 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которую на днях объявил широкой публике ее куратор Ральф Ругофф. Звучать она будет так: «Чтоб вам жить в интересные времена» (May you live in interesting times). В русской интерпретации мы знаем это выражение как цитату Конфуция «Чтоб вы жили в эпоху перемен», своеобразное китайское проклятье, прижившееся у нас после повального увлечения практикой фэн-шуй.

Что же имели ввиду организаторы, выбирая подобную тему? Как следует из интерпретации Ругоффа, таким образом они предлагают художникам высказаться более широко и неоднозначно, не втискивать смысл в рамки непосредственно их произведений, и пригласить к творческому обсуждению зрителя.

«Это придуманное китайское проклятие и, несмотря на то что это плод фантазии, оно оказало реальное влияние на общественную риторику и полемику, — объясняет свой выбор Ругофф. — Во времена, когда распространение фальшивых новостей и "альтернативных фактов" подтачивает политический дискурс и доверие, от которого он зависит, стоит по возможности остановиться и пересмотреть наше понимание происходящего. Искусство может заставить нас задуматься о том, как мы определяем наши культурные границы».

На самом деле концепция, как нам кажется, не нова. Однако сколько художников - столько и интерпретаций, тем любопытней будет взглянуть на результат.
Совет директоров Венецианской биеннале выдвинул американца Ральфа Ругоффа на пост куратора выставки еще в декабре 2017 года. Известно, что в 1980–1990-е годы Ругофф писал критические статьи для влиятельных газет и журналов, таких как Artforum, Frieze, Financial Times, Los Angeles Times и работал в качестве независимого куратора. С 2000 года он - директор Института современного искусства Уоттис Калифорнийского колледжа искусств (CCA Wattis) в Сан-Франциско. А с 2006 года возглавляет Hayward Gallery — один из крупнейших выставочных центров Лондона, посвященных модернизму и современному искусству.

Прошлую биеннале посетило рекордное число зрителей — более 615 тысяч. Посмотрим, сможет ли Ральф Ругофф потягаться с предшественницей Кристин Масель, куратором Центра Помпиду в Париже, в искусстве проведения самого яркого события в мире современного искусства. Напомним, что тема предыдущей, 57й Венецианской биеннале звучала как «Viva arte viva», что можно перевести как «Да здравствует живое искусство!»
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта и куратор Ральф Ругофф. Фото: La Biennale di Venezia

Политический аспект в наши дни выбирают многие - ему же посвящен крупный проект, недавно открывшемся в киевском PinchukArtCentre под названием «И снова демократия?».
На выставке работ Лор Пруво в Пале-де-Токио. Источник фото: palaisdetokyo.com


В Венеции в 2019 году на выставке с темой "Чтобы ты жил в эпоху перемен" многие страны будут представлять женщины-художники. 


Фото: Laure Prouvost

Так, от лица Франции выступит художница Лор Пруво, работающая в области мультимедиа, обладательница Премии Тернера 2013 года. Ее первая персональная выставка в эти дни проходит в парижском Пале-де-Токио.

Австрию будет представлять Рената Бертльман - авторитетная персона в арт-феминизме, мастер провокации и эстетического концепта. От Великобритании в Венецию поедет художница из Северной Ирландии Кэти Уилкс, от Ирландии - Ева Ротшильд. Нидерланды привезут экспозицию трех мастеров - выходцев из Суринама:  Стэнли Броун (1935–2017), Ирис Кенсмил и Реми Юнгерман, подчеркнув таким образом понятие национальной идентичности.
Ева Ротшильд. «Холодные углы». 2009.
Скульптура создана по заказу лондонской галереи Тейт. Источник.


Напомним, что на прошлой биеннале все лавры достались Германии: «Золотого льва» за лучший национальный павильон присудили 5-часовому перформансу «Фауст», созданному Анне Имгоф. Ещё один немец — 77-летний Франц Эрхард Вальтер — получил «Золотого льва» как лучший художник за яркие инсталляции из текстиля под названием «Wallformation». Больше историй об экспозициях прошедшей 57-й Венецианской биеннале читайте в нашем репортаже.


58-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет
с 11 мая по 24 ноября 2019 года



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.


Подготовлено по материалам theartnewspaper.ru и собственным публикациям Артхива. Титульная иллюстрация: Работа Ренаты Бертльман (Австрия). Фото: Renate Bertlmann, Wien / Bildrecht, Wien, 2016