Баварские государственные собрания картин вернут работу немецкого живописца конца XIX – начала XX веков Эрнста Иммануила Мюллера группе наследников Людвига Фридмана, ставшего жертвой нацистов во время Второй мировой войны. В отличие от большинства попавших под реституцию произведений, этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше под названием «Гостиная в фермерском доме» не будет выставлен на продажу, а останется в семье. Его хранительницей назначена Мириам Фридман – внучка первых владельцев.

Это четырнадцатая работа, которую Бавария возвращает законным наследникам с 1998 года – после того, как были приняты Принципы Вашингтонской конференции по искусству, конфискованному нацистами. Переоценку приобретений, сделанных между 1933-м и 1945 годами, Государственные собрания картин начали в 2017 году. Последний раз эти фонды проверялись 15 лет назад, и появление новых онлайн-баз помогло заполнить пробелы в провенансе картины Мюллера.



Еврейская семья Фридман в 1872 году основала оптовую швейную фабрику в Аугсбурге, а в 1930 году открыла ещё одну. Людвиг Фридман, родившийся 30 октября 1880 года, в 1911-м женился на Сельме Фромм из местной еврейской семьи. У пары было четверо детей. Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше «Гостиная в фермерском доме» супруги купили 4 июня 1919 года в галерее Хайнемана – известного арт-дилера из Мюнхена.

Слева: Людвиг и Сельма Фридман. Фото из архива Мириам Фридман

С 1933 года семья начала подвергаться преследованиям со стороны нацистов. Поначалу это были единичные нападки на личном уровне, но с 1938-го они превратились в систематическую травлю со стороны властей. Фридманов вынудили продать своё дело и дом, им пришлось дважды переезжать, пока в 1943 году Людвиг и Сельма не получили распоряжение о депортации. В то время все их четверо детей находились за границей, но родители остались в Аугсбурге, где жили и работали всю свою жизнь, а Людвиг Фридман был вице-президентом еврейской общины. Накануне депортации супруги покончили с собой.

После их смерти имущество присвоила налоговая служба Аугсбурга. Мебель была отправлена в «отдел общественного благосостояния», а картина Эрнста Иммануила Мюллера – в «отдел оценки активов». Директор Баварского национального музея предложил продать произведение Государственным собраниям, глава которых согласился его приобрести. Эта «изысканная и глубоко личная работа большой художественной ценности, выполненная мюнхенским художником» в конечном итоге была куплена в мае 1943 года за 128,4 рейхсмарок.
Эрнст Иммануил Мюллер, «Этюд гостиной в фермерском доме» (недатирован). Фото: sammlung.pinakothek.de


До сих пор семья не получила никакой компенсации за утрату картины. Сейчас прямые наследники Людвига и Сельмы Фридман живут в трёх странах, а все контакты происходят через Мириам Фридман, единственную, кто до сих пор проживает в Аугсбурге. По решению членов семьи, возвращённая картина будет находиться в её доме.

Об авторе этюда, Эрнсте Иммануиле Мюллере, известно мало – лишь даты и места рождения, ученичества и смерти. Он знаменит, прежде всего, своими жанровыми изображениями крестьян и деревенских сцен.
Эрнст Иммануил Мюллер. Музыкант в костюме со скрипкой или альтом
Музыкант в костюме со скрипкой или альтом
Эрнст Иммануил Мюллер
Конец XIX века, 37×32 см
Недатированный «Этюд гостиной в фермерском доме» входит в небольшое число интерьерных картин, чей недраматичный реализм обеспечил художнику прочное место среди последователей мюнхенской школы. Незаметные детали работы с почти документальным подходом передают скупую и функциональную меблировку главной комнаты фермерского дома. Тёплый свет и сдержанные цвета добавляют очарования этой не приукрашенной сцене.

В память о погибших владельцах «Гостиной в фермерском доме» кураторы Баварских собраний возложили цветы к «Камню преткновения», посвящённому Фридманам, у их бывшего дома в Аугсбурге. «Камни преткновения» – проект немецкого художника Гюнтера Демнига, представляющие собой бетонные кубы, встроенные в мостовые и тротуары перед бывшими домами жертв нацизма; на латунной пластине выгравировано имя, год рождения, год и место смерти человека. В Германии, Австрии и других европейских странах можно найти свыше 50 тысяч таких мемориалов.



Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам Artdaily. Главная иллюстрация: генеральный директор Баварского государственного собрания картин Бернард Мааз и Мириам Фридман у картины Эрнста Иммануила Мюллера «Этюд гостиной в фермерском доме»; фото via Monopol – Magazin