До 23 июля 2017 года в парижском музее Майоля работает выставка 21 rue La Boétie.  Это не просто адрес некогда знаменитой галереи в столице Франции (улица Боэси, 21), и не лишь художники калибра Пикассо, Энсора и Тулуз-Лотрека вместе с их легендарным маршаном. Представлена целая эпоха в истории человечества, связанная с нацизмом.
Главный герой экспозиции – Поль Розенберг. Он родился в 1881 году в семье антиквара. Арт-дилерством парижанин занялся в молодости – вместе с братом Леоном. Через некоторое время пути родственников разошлись в соответствии с художественными предпочтениями каждого. Если Леон остался верен юношескому увлечению кубистами, то Поль к ним остыл и занялся модернистами.

Поль Розенберг в галерее (1914, ©Archives Paul Rosenberg & Co, New York)
Мари Лорансен. Репетиция
Репетиция
Мари Лорансен
1836

Как ни цинично звучит, но Первая мировая война сыграла важную позитивную роль в жизни последнего. Маршан, «ведавший» работами Пикассо, Даниель-Анри Канвайлер по причине своего немецкого происхождения был вынужден уехать из Франции. Новым арт-дилером для Пабло стал Поль.
Пабло Пикассо «Портрет госпожи Розенберг с дочерью» 1918 © Succession Picasso 2016 © RMN — Grand Palais musée Picasso de Paris) — © Thierry Le Mage

Также клиентами Розенберга были Анри Матисс, Жорж Брак, Фернан Леже, Мари Лорансен – целая когорта знаменитых и выдающихся. К 1940 году в коллекции маршана собралось несколько сотен произведений – картин, скульптур.

Вторая мировая война – в отличие от своей предшественницы, – разрушила жизнь Розенберга. Как легко догадаться по фамилии, он отнюдь не был представителем титульной нации. Что «светило» еврею при нацистской оккупации – всем хорошо известно. Спасая жизнь, Розенберг бросил часть коллекции, в том числе самые «неподъемные» экземпляры (например, скульптуры Огюста Родена и Аристида Майоля), и попытался вывезти хотя бы наиболее ценные картины Пикассо, Матисса, Брака.
Жорж Брак. Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная
Жорж Брак
1935
Альфред Сислей. Дорога в Версаль
Дорога в Версаль
Альфред Сислей
1875, 47×38 см
Выставка работ мастеров XIX в. в галерее по адресу 21 rue La Boétie (©Archives Paul Rosenberg & Co, New York)

Анри Матисс. Урок с фортепиано
Урок с фортепиано
Анри Матисс
1923, 85×70 см
При нынешних знаниях о событиях тех лет эта попытка кажется наивной, но тогда люди не представляли себе масштаб пришедшей во Францию трагедии: маршан сдал четыре сотни полотен на хранение в банк. Конечно же, шедевры были конфискованы. Их новыми владельцами стали рейхсмаршал Герман Геринг, министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп…

А галерея по тому самому адресу в Париже была превращена в центр антисемистской пропаганды. С мая 1941 года на улице Боэси, 21 находился так называемый Институт изучения еврейских вопросов.

К счастью, сам Розенберг и его семья (с небольшой частью коллекции) смогли через Португалию попасть в США и начать там новую страницу жизни – конечно же, тоже связанную с изобразительным искусством. Арт-дилер умер в 1959 году. Со временем потомки стали собирать по миру украденные нацистами картины из галереи Розенберга.
Мишель Мишель-Жорж -Жорж. Открытие балета "Парад" в Париже. (Поль Розенберг, Мари Лорансен, Сергей Дягилев, Мисия Серт, Эрик Сати,  Жорж-Мишель, Пикассо, Жан Кокто)
Открытие балета "Парад" в Париже. (Поль Розенберг, Мари Лорансен, Сергей Дягилев, Мисия Серт, Эрик Сати, Жорж-Мишель, Пикассо, Жан Кокто)
Мишель Мишель-Жорж -Жорж
1917, 45.8×35.7 см

1.1. Пабло Пикассо «Мадемуазель Розенберг» 3 августа 1919 года © Succession Picasso 2016
1.2. Пабло Пикассо «Портрет Поля Розенберга» 1918-1919 © Succession Picasso 2016 © Photo: Studio Sebert / Galerie Troubetzkoy
Например, одно из полотен – «Женщина, сидящая в кресле» (Анри Матисс, 1921 год) – обнаружилось в скандально знаменитой «коллекции Гурлитта» и уже вернулось к законным владельцам.

Публикации по теме в Артхиве: Наследники начинают и выигрывают.







Картина «Женщина в голубом перед камином» также Матисса «всплыла» в 2012 году на выставке работ Матисса в Центре Помпиду. Там на картину обратили внимание специалисты, знавшие ее историю: «Женщина в голубом перед камином» была среди полотен, попавших к Герингу. После войны произведение купил коллекционер из Норвегии Нильс Унстад. Позже работа Матисса оказалась в частном музее в пригороде Осло.

Этот музей (в отличие от других) не слишком рьяно сражался за спорное имущество – обошлось без многолетних судебных тяжб, и уже в 2014-м полотно стало собственностью наследников Поля Розенберга.
Перипетиям его жизни, отношениям с художниками и судьбе коллекции на фоне эпохи посвящена книга Анн Синклер – внучки маршана. Автор и сама – человек известный: французская политическая журналистка, жена политика и экономиста Доминика Стросс-Кана, в 2007 – 2011 годах возглавлявшего Международный валютный фонд (и уволившегося в результате секс-скандала, но это совсем другая история).

Книга называется так же, как выставка. Вернее – экспозиция получила наименование книги, ставшей ее основой. Выставка уже была показана в музее Бовери в бельгийском городе Льеж, откуда и переместилась в Париж.

(Данное и нижнее фото с выставки с работой Джеймса Энсора - fr.timesofisrael.com)

На выставке представлено шесть десятков полотен. Причем если «многие из экспонируемых произведений имеют прямую связь с дилером, были показаны в его галереях в Париже или Нью-Йорке», то другие призваны продемонстрировать «исторический и художественный контекст того времени». Также зрители видят фотопортреты маршана, кадры с интерьерами галереи на улице Боэси.

Экспонаты для выставки предоставили как музеи (включая такие известные как Центр Помпиду, Гран-Пале, Музей Пикассо и не только - полный список видим в финале впечатляющего видеоролика выставки), так и частные коллекционеры.
Анри де Тулуз-Лотрек. Жюстин Диель в саду Фореста
Жюстин Диель в саду Фореста
Анри де Тулуз-Лотрек
1890, 74×58 см

Об экспозиции говорят как о «настоящем событии в европейской культурной жизни», а в аннотации к выставке указано, что ее главный герой был «одним из самых выдающихся арт-дилеров первой половины двадцатого века», «проницательным бизнесменом и взыскательным ценителем, другом и агентом для некоторых из крупнейших художников своего времени».


Ася Рысевич. Публикация подготовлена по материалам официального сайта выставки, собственным материалам Артхива, а также публикации art-and-houses