Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.

Когда и где?


Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима, в открытых домах Помпеи, размещенные на колоннах или столбах в людных местах, они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов, судебные решения, объявлении о театральном действии, спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.
Жюль Шере. Афиша бала в Мулен-Руж
Афиша бала в Мулен-Руж
Жюль Шере
XIX век

Почему?


В середине XIX века вместо ранее выступавших в роли синтетических жанров архитектуры, ландшафтного парка, замка и музея, именно театр интегрирует различные виды искусств. После Великой Французской революции театр покидает дворцы знатных особ, тесня площадные балаганы, и становится доступным широкой публике - буржуазии. Сценическое искусство Европы со свежими силами начинает новую жизнь. Как раз в этот период строятся самые значительные театральные здания и оперные дворцы.
Живопись также начинает служить задачам театра, развиваясь в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Первое – декорации, эскизы костюмов, интерьеров, разного рода декоративная и оформительская работа. Второе, внешнее направление – афиша как «лицо» театра, которая, собственно, и дает жизнь художественному плакату.
Жюль Шере. Лои Фуллер в Фоли-Бержер
Лои Фуллер в Фоли-Бержер
Жюль Шере
1893, 123.2×87.6 см

В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
, а затем и фото-хромолитография, позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами.
И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах (в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.

Особенности плаката


На живопись плаката особо повлиял тот факт, что она демонстрируется в принципиально ином для себя месте: не в интимных пространствах музея или галереи, а на рекламных тумбах, в театральных помещениях и рекламных проспектах. Другими словами, выходит на улицы, "в люди". Вспомним Маяковского: "Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры".
Парижская улица на старой фотографии: внимание - афиши! Источник фото: forum.infrance.su


Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие, кричащие краски, крупные объекты, плоские формы, лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации, причем непосредственное на него воздействие кратковременно.
Жюль Шере. Казино "Париж". Париж
Казино "Париж". Париж
Жюль Шере
1891

Средняя публика, которая видит плакаты в общественных местах, не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи, поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.
Фриц Блейль. Афиша к первой выставке художественного объединения "Мост"
Афиша к первой выставке художественного объединения "Мост"
Фриц Блейль
1906, 71.5×24.5 см
Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартам размера листа.
Важное значение в искусстве плаката приобретает соотношение «фигура — фон». При должном использовании трех-четырех локальных контрастирующих цветов, резкости контура, силуэтности изображения (весьма экономичных изобразительных средств), автор может добиться необходимой выразительности.



Слева: Фриц Блейль. Афиша к первой выставке художественного объединения "Мост". 1906

Понятно, что при таких условиях и требованиях художникам-плакатистам приходилось исхитряться, чтобы, сохраняя художественность, не впасть в вульгарность. Поэтому мастера балансировали между голой эстетикой, казавшейся наиболее выгодной в таких условиях, и содержательным, но приземленным сообщением.

Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной, часто орнаментальной фигурой, задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше войдет в сферу агитации и пропаганды, надпись станет даже значительней изображения.
Альфонс Муха. Афиша виолончелистки Зденки Черны
Афиша виолончелистки Зденки Черны
Альфонс Муха
1913, 189×110 см

Новую эру плаката — технически в виде трех- или четырехцветной литографии — открывает своими работами в 1870-е годы Жюль Шере.


Служащий Мулен Руж и Тулуз-Лотрек у плаката Жюля Шере «Бал в Мулен Руж».
Источник фото: izbrannoe.com


Первопроходец


Интересно, что Шере, с одной стороны - потомственный литограф. С другой - художник-самоучка. В 13 лет Жюль, не окончив школы, на три года поступил учеником к литографу. Затем посещал Национальную школу дизайна в Париже, потом бросил все и занялся самообразованием.
Жюль Шере. Обложка журнала Pan. Литография. 1900. Источник: sotherans.co.uk


До того, как заняться театральными афишами, Шере создавал иллюстрации и обложки к романам, журналам, газетам, буклетам и прочей подобной продукции. Всего таких работ было выполнено свыше 120. В 1858 году, после недолгих мытарств, он получает первый крупный заказ - афиши для оперетты Оффенбаха "Орфей в аду".
Жюль Шере. Афиша оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха
Афиша оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха
Жюль Шере
1858
Афиша оперетты Оффенбаха "Орфей в аду" Жюля Шере. Интересный факт: художником, который работал над декорациями спектакля, был Гюстав Доре.

В этой работе Жюля Шере еще присутствует достаточно длинная и проработанная перспектива, насыщенный деталями фон, где разворачивается грандиозное действие, композиционно выстроенное по направлению к главным героям - крупно очерченным фигурам переднего плана. Здесь еще нет броских, ярких и контрастных цветов, колорит достаточно мягкий.
Все это появится после: Шере едет в Лондон для изучения английской техники цветной литографии. Здесь он знакомится с Эженом Риммелем - парфюмером, нанявшим Шере для работы над дизайном упаковок духов.
Жюль Шере. Саксолин - безопасный керосин
Саксолин - безопасный керосин
Жюль Шере
1891
Это, конечно, не духи. Оцените тонкий ход: на плакате, рекламирующем «Саксолин» - безопасный керосин для ламп – самого продукта не показано. Зато как грамотно представлен нехитрый товар с помощью теплых тонов и эффектной композиции!


В 1866 году все тот же Риммель командирует Шере (вместе с литографским станком) обратно в Париж с целью открытия там магазина цветных плакатов: подобного в "столице мира" не было. Добившись таким образом творческой независимости, Шере с головой уходит в искусство плаката.
Жюль Шере. Афиша концерт-кафе «Эльдорадо»
Афиша концерт-кафе «Эльдорадо»
Жюль Шере
XIX век

В 1869 году художник вводит новую систему печати из трех камней: один черный, один красный и третий - «декоративный» (фон, выполненный путем печати двух цветов из одного камня, с «прохладными» цветами вверху и «теплыми» - внизу). Этот процесс стал основой цветных плакатов Шере в 1870-х и 1880-х годах. Этот мастер достиг того, чего раньше не делал никто. На этой же технической основе стали работать его коллеги - Стейнлен, Грассе, более именитый Тулуз-Лотрек и многие другие.
Жюль Шере. Театрофон
Театрофон
Жюль Шере
1890, 124.2×87.4 см
С помощью театрофона, изображенного на плакате, можно было послушать стереофоническую трансляцию оперного или театрального представления.

Главным героем, точнее - героиней афиш Шере стала легкая изящная красавица - «шеретка», кокетливо заигрывающая с публикой парижских улиц.
Жюль Шере. Олимпия, «Русские горки» на бульваре Капуцинок
Олимпия, «Русские горки» на бульваре Капуцинок
Жюль Шере
1892, 124.4×87.3 см
За 15 лет до того, как Флоренц Зигфельд прославлял красоту и раскованность американской девушки, проявление сексуальной привлекательности на сцене ( а значит, и на афишах) вовсю приветствовалось в Париже.


Жюля Шере называют «отцом художественного плаката» - он придал литографии новый, высокий статус, сравнимый с живописным жанром, а выдающееся художественное достоинство его работ соревнуется разве что с произведениями Анри де Тулуз-Лотрека.


Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша "Японский диван"
Афиша "Японский диван"
Анри де Тулуз-Лотрек
1893, 80.8×60.8 см

Также в Артхиве: Уникальное собрание французских плакатов 1890 — 1905 годов оцифровал и выложил на сайт музей Ван Гога в Амстердаме.


Работа Анри де Тулуз-Лотрека  - афиша из собрания музея Ван Гога в Амстердаме.


Последователи


Шере был знаком со многими известными художниками того времени и, как уже было сказано, его творческий метод брали на вооружение собратья по ремеслу. Среди них – Эжен Грассе и Теофил Стейнлен.
В творчестве Грассе уклон в сторону ар-нуво еще более ощутим. В этом стиле он создает дизайн множества вещей: от витражей до книжных обложек, от пианино до меню, исполняя призыв философии модерна – сделать красивым все предметное окружение человека.

Во Франции Грассе, как и Уильям Моррис в Англии, первый пытался примирить искусство и промышленность. Заинтересованный во всех прикладных искусствах, он естественно пришел к плакату.
Эжен Грассе. Плакат выставки Эжена Грассе
Плакат выставки Эжена Грассе
Эжен Грассе
1894

Произведения Грассе в особом стиле - с элементами графики, с отчетливым контуром и отчетливо выраженным цветовым пятном, - современники сравнивали с витражами. А по поводу работ для календаря, заказ на который художник получил в 1894 году, поэт и писатель Леон Блуа писал, что по качеству и высоте исполнения они напоминают ему религиозную иконографию эпохи Возрождения.






Календарь "La Belle Jardiniere" ("Прекрасный сад") - одна из наиболее выдающихся и известных работ Эжена Грассе.


Эжен Грассе. Плакат для выставки в Grafton Galleries
Плакат для выставки в Grafton Galleries
Эжен Грассе
1893




Грассе глубоко интересовался старыми японскими гравюрами, книжными иллюстрациями эпохи Ренессанса, графикой художников средневековья. Влияние мастеров прошлого угадывается в его чутких, тонких и деликатных изображениях. По сравнению с плакатами Шере его работы более камерные, спокойные и декоративные.




Эжен Грассе. Плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше для выставки в знаменитой лондонской Grafton Galleries. 1983

Младший современник Грассе и Шере, Стейнлен стал известен своими плакатами кабаре «Черный кот».


Теофиль-Александр Стейнлен. «Чёрный кот» (Le Chat Noir)
«Чёрный кот» (Le Chat Noir)
Теофиль-Александр Стейнлен
1896, 142.5×100.5 см

В фокусе внимания художника была ночная жизнь Монмартра - «столицы искусств», а кабаре было центральным энергетическим узлом, «местом силы» всего богемного движения Парижа.
Теофиль-Александр Стейнлен. "Моту и Дория". Афиша выставки импрессионистов
"Моту и Дория". Афиша выставки импрессионистов
Теофиль-Александр Стейнлен
1893, 124.5×91.4 см
На афише выставки импрессионистов «Моту и Дория» (1893 г.) Стейнлен завуалировано выразил занимавшие его проблемы классового неравенства с помощью противопоставления «Парижа, который развлекается» и «Парижа, который работает».


Стейнлен не изображает девиц, он изображает кошек. Они становятся символом его живописи; «кошачий стиль» делает ему имя.


Первая иллюстрация слайдера - рекламный плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше молока, на котором изображена дочь Стейнлена Колетт: она пробует продукт, прежде чем дать его кошкам. Эта работа вызвала массу восторженных откликов.



Другая сторона творческой карьеры Стейнлена - живопись и графика, посвященная событиям Первой мировой войны и военным конфликтам в Сербии, - осталась малозамеченной.
Теофиль-Александр Стейнлен. Спасем наших союзников в Сербии
Спасем наших союзников в Сербии
Теофиль-Александр Стейнлен
1916, 91.5×60 см

Что дальше?


Со временем, получивший начальный импульс на театральной стезе, художественный плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше начал обслуживать другие области общественной жизни. С возникновением кино создается автономное направление художественного киноплаката.
33 постера легендарного дизайнера Сола Басса к культовым фильмам  - в специальной публикации Артхива


В период Первой мировой войны плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше активно используют как средство агитации. В экспериментах Баухауза он встраивается в общую концепцию промышленного дизайна. В России, в эпоху революции, плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше становится мощным средством пропаганды, а после Второй мировой войны призывает к миру и согласию.

Изменяются технологии производства, постоянно меняется стиль. В какой-то момент (ближе к нашему времени) плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.


Вид экспозиции "Эфемероиды. ХХ век в плакате" в Киеве


...Изменяются технологии производства, постоянно меняется стиль. В какой-то момент (ближе к нашему времени) плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.


Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме




Автор: Денис Миронов.
Титульная иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан в «Амбассадоре». 1893. (деталь. Работа с описанием - в Артхиве).