Два художника. Одна трагедия. Она – Горская. Ей были нужны вершины, покорение и преодоление препятствий. Он – Зарецкий. За рекой, где уединение и покой. «Ей мало было академической школы. Ей мало было всего», – писал о своей супруге, художнице-диссидентке Виктор Зарецкий.

28 ноября 1970 года Алла Горская выехала из своей киевской квартиры в Васильков и, по свидетельству ее мужа, Виктора Зарецкого, пропала. Первого декабря ее тело нашли в подвале дома свекра. По словам следователя, смерть наступила от удара тупым предметом (предположительно топором) по темени. Виктора Зарецкого продержали под арестом три дня, но затем отпустили. Седьмого декабря Аллу Горскую похоронили. Дело об убийстве не раскрыто до сих пор.
Виктор Иванович Зарецкий. Светлая душа. Памяти Аллы Горской
Светлая душа. Памяти Аллы Горской
1989, 130×120 см

Художественный институт


Алла Горская и Виктор Зарецкий познакомились во время учебы в Киевском художественном институте. Поженились еще до получения дипломов. Они пришли в институт с разными вводными. Алла – представительница золотой молодежи, блестяще окончившая до этого художественную школу имени Тараса Шевченко. Она родилась в Ялте, жила в Ленинграде. В Киев приехала, потому что ее отца – большого начальника, занимавшегося кинопроизводством, – назначили директором студии в столице Украины. Аллочку в школу отвозили на авто, охранник по часам подносил ей бутерброды. Одноклассники с уважением и опаской наблюдали за жизнью наследной кинопринцессы. А она была девочкой яркой, эмоциональной, живой. Ей необходимо было ощущать вокруг себя бурление жизни, поэтому она то и дело организовывала то походы, то школьные театральные постановки. В художественный институт поступила с первой попытки.
На фото слева: Виктор Зарецкий и Алла Горская. На фото справа Алла Горская с сыном Алексеем. Слайд НАУКМА.

Иное дело Виктор Зарецкий. Родился в Белополье, но почти сразу его родители перебрались на Донбасс, где сначала в Горловке, а потом в Сталино (ныне Донецк) прошли детство и юность будущего художника. Отец работал бухгалтером, мать была пианисткой и учительницей музыки. В последние годы Второй мировой Зарецкого призвали в армию. Комендант намекал, что можно откупиться двумя мешками муки, но отец настоял, что негоже взрослую жизнь начинать со лжи. В Киевский художественный институт Виктор поступил со второй попытки, и было ему уже 22 года.

Некоторые знакомые пары Горская-Зарецкий позже отмечали, что именно Алла была инициаторшей этих отношений. Пришла, увидела старательного вдумчивого юношу, победила.
Один из первых портретов жены, сделанных Виктором Зарецким. Слайд НАУКМА.



Она всегда была такой – резкой, властной, с острым чувством справедливости. Однажды уехала на практику в тогда еще Ленинград, а будущий муж писал ей письма, в которых просил вести себя «потише». А еще просил писать ему почаще. Мол, он уже третье послание шлет, а в ответ лишь одну весточку получил. «А то у меня такая голова, что черт знает что могу подумать», – жаловался Зарецкий. Скорее всего, речь шла о ревности. Вот и отец художника был крайне ревнивым человеком. Однажды устроил грандиозный разнос жене, когда узнал, что ее видели на улице с незнакомым мужчиной.

Творческий тандем


«Я научил ее рисовать. Но ей мало было академической школы. Ей мало было всего», – позже напишет о своей супруге Виктор Зарецкий.

Почти сразу после окончания художественного института у пары родился сын Алексей. Алла три месяца исправно исполняла роль заботливой матери, а потом малыша передали на руки свекрови. Горская и Зарецкий уехали на Донбасс: писать и создавать мозаики. Некоторые из мозаичных работ Аллы того периода сохранились в Мариуполе и Донецке.

Они трудились в одной художественной мастерской, где часто было шумно, собиралось много друзей. Некоторые исследователи отмечают, что главным идейным вдохновителем все же была Алла. Ее находки позже Зарецкий использовал в своих работах. Например, особый прикус губы в портретах украинских поэтов. Горская смогла передать несколькими штрихами ощущение «застрявшего» во рту слова. Этот же прием повторит Зарецкий в портрете Васыля Стуса.


Монументальная живопись, мозаика
Термин "мозаика", как считается, восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству, позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения. Читать дальше
Мозаика (от фр. Mosaïque – то, что посвящается музам) – вид монументального и декоративно-прикладного искусства, которое предполагает создание изображения посредством соединения и закрепление на определенной поверхности цветных камней, фрагментов плитки или смальты. Различают римскую, флорентийскую и византийскую мозаики.
Читать дальше
также были идеей Горской. В своих мемуарах Виктор Зарецкий рассказал такую историю. Алла, воспылав к монументальной живописи, сказала, что Виктор «не увидит ее в постели», если не станет заниматься тем же. И вот он потом жаловался, как целый день таскал ведра с цементом на верхотуру. «А у меня слабый хребет!», – пенял художник жене в гостиничном номере. Они тогда сильно поругались, и он толкнул супругу на кровать. Кровать сломалась. В гостинице пришлось сломанную койку оплатить. Зарецкий описывал это с эротическим подтекстом: «Как глаза у женщин заблестели, когда узнали, что мы сломали кровать».
Алла Горская,   Виктор Зарецкий, Борис Плаксий. Знамя победы или Эстафета
Знамя победы или Эстафета
1969

Диссиденты


На дворе стояли 60-е. Оттепель! Алла Горская воспринимала происходящее с воодушевлением. Она стремилась к возрождению всего: свободы, творчества, национальных особенностей. Девочка, которая в украинской школе по заявлению отца была освобождена от изучения украинского языка, принялась с жаром учить мову. Ее друзья, украинские поэты-диссиденты, писали с ней диктанты. Нет, она не была украинкой по крови, «украинство» стало ее сознательным выбором.

Да, муж был на ее стороне. Но он не был борцом. Все-таки удивительно, что их политическая позиция даже в фамилиях отразилась. Она – Горская. Ей нужны вершины, нужно покорение и преодоление препятствий. Он – Зарецкий. За рекой, где уединение и покой.
Алла Александровна Горская. Казак Мамай
Казак Мамай
1960-е , 59.5×62 см

Алла была в числе 139 подписантов петиции в защиту Вячеслава Черновола, которого обвинили чуть не в желании развалить СССР. Поначалу свою подпись поставил и Зарецкий. Позже он не выдержал основательного разговора в «кабинетах»: ему пригрозили тем, что исключат из Союза художников. «Я – маленький человек. Коммунист, – оправдывался Виктор. – Мне казалось, что я не совершаю ничего дурного. Я же не знал, что то всё происки Запада».

Аллу таким было не сломить. И из Союза художников ее отчислили. Слишком много она себе позволяла. Например, обнародовала сведения о захоронениях расстрелянных в Быковне жертв НКВД. Переписывалась и помогала политзаключенным и их семьям. Вместе с друзьями высмеивала власть. Пока в Москве заседало Политбюро, в Киеве шестидесятники организовали ЦЮК – Центральный Юбилейный комитет. Выступающие обещали прожить пятилетку за два с половиной года, благодарили партию за то, что она «учит, как жить, для чего жить и куда жить». Осторожный муж становился для нее все дальше, все ближе был друг – поэт и диссидент Иван Свитличный, уже переживший несколько арестов. Насколько близкими в эротическом плане были эти отношения, сложно сказать. Да и так ли это важно?
Пригласительный на общий день рождения: Алла Горская и Иван Свитлычный родились с разницей в два дня. Работа Аллы Горской. Бумага, гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
Читать дальше
, 1960-ые.

Да, за Горской всегда стояла мощная фигура отца-номенклатурщика. Но и он не был всесилен. Друзьям Алла не рассказывала о своих взаимоотношениях с родителем. Лишь однажды упомянула, что они часто спорят.

Убийство, которое так и не раскрыли


28 ноября утром она вышла из дома, чтобы уехать в Васильков – это в 50 км от Киева. Свёкор обещал передать ей ножную швейную машинку «Зингер», производства начала века. Для этого и машину организовали на шесть утра. Зарецкий собирался поехать с женой. Но вечером к паре приходили гости, и утром художник не смог проснуться в нужное время. Горская, по словам Зарецкого, уехала одна. А вечером домой не вернулась. Виктор рассказывал, что поначалу не переживал, ведь мало ли что могло ее задержать? Осталась помочь свекру по хозяйству. Не приехала она и на следующий день. Тогда художник выслал телеграмму с извещением о получении (позвонить отцу он не мог, у того не было телефона). Ему сообщили, что телеграмма не доставлена: никто не отворил дверь. 30 ноября Зарецкий вечером сам поехал в Васильков. Дом отца был заперт. Свет в окнах не горел. Художник обратился в милицию. Участковый сообщил, что уже поздно, и он завтра займется и взломом двери, и организацией понятых.


Зарецкий вернулся в Киев и сообщил друзьям о том, что Аллы нет. Что с ней – неизвестно. Наутро в Васильков поехали близкие друзья Горской. Милиция взломала дверь дома и в подвале обнаружила труп Аллы.

Зарецкого арестовали. Поначалу ему сообщили, что его супруга в тяжелом состоянии, но жива и уже дает показания. Виктор подтвердил, что у Горской со свекром были натянутые отношения. Самого свекра нашли на железнодорожной колее с отрезанной головой. Основная версия следствия: отец Зарецкого зарубил невестку из личной неприязни, позже не выдержал содеянного и покончил с собой. Эта версия очень спорная, потому как пожилой мужчина недавно перенес инсульт и передвигался с палочкой. Вряд ли у него хватило бы сил одним ударом убить дородную сильную женщину.

Еще одна версия случившегося – политическое убийство. Агенты расправились с диссиденткой и заодно убрали лишнего свидетеля.

7 декабря Аллу Горскую похоронили на Берковецком кладбище. Выступавших на поминках друзей художницы позже арестовали.
Мемориальная доска в честь Аллы Горской в Киеве. Фото - kiev-foto.info

Некоторые сочли, что виновником преступления является сам Зарецкий. Многие их общие друзья после гибели Аллы отвернулись от него.

Уже в 90-ые годы сын Горской и Зарецкого – Алексей – требовал, чтобы ему показали материалы уголовного дела. Ему отказали.

Сам художник тяжело переживал случившееся. Даже проходил курс лечения. Долгое время не мог писать, но потом все-таки вернулся к работе. Он создал несколько посмертных портретов Аллы Горской. На одном она словно надвигается на зрителя в золотом свечении. Лица не видно, оно тонет в сиянии. Другой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
изображает довольно страшный лик, больше напоминающий не земную женщину, а какое-то мифологическое существо. Были и другие картины ее памяти. Душа Аллы отлетает, рядом плывет по небу павлин – птица, которую так любила изображать художница.



Main illustration: Коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
из картин Виктора Зарецкого ("Автопортрет. Перед лицом ужаса") и Аллы Горской ("Портрет с сыном")

Artist: Елена Сроид