Как выглядят ранние произведения Пикассо, Поллока, Ротко и других художников, чей зрелый стиль мы узнаем безошибочно? Сравниваем первые опыты гениев и работы, демонстрирующие их фирменную манеру. Вам предстоит удивиться и обнаружить, что даже самые отпетые абстракционисты
С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше
умеют неплохо рисовать...

Клод Моне


Клод Моне. Образец реализма на картине "Вид на Рюэль-ле-Гавр" (1858) и пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
, давший название импрессионизму - "Впечатление. Восход солнца" (1872). И действительно, зачем бы нам был нужен второй Шишкин?

Я делаю, что могу, чтобы передать то, что я испытываю перед природой. И чаще всего для того, чтобы преуспеть в передаче, я полностью забываю самые элементарные правила живописи, если они существуют.
КЛОД МОНЕ




Поль Гоген


Поль Гоген. "Пейзаж с тополями" (1875) и "Бретонский пейзаж. Мельница Давида" (1894) - даже в рамках одного жанра стиль и колорит художника изменился до неузнаваемости.

Эдгар Дега


Эдгар Дега. Ученическая "Римская нищенка" (1857) и "Голубые танцовщицы" (1897), иллюстрирующие и стиль Дега, и его любимый сюжет. Как и многие другие великие, свой путь он начинал с подражания классике

Эдвард Мунк


Эдвард Мунк. "Пейзаж. Маридален близ Осло" (1881), написанный 18-летним художником и "Крик" (1893): автор сменил не только стиль, но и палитру.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детские работы 10-ти великих художников



Эгон Шиле


Эгон Шиле. Импрессионисткий пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
"Извилистый ручей" (1906), работа 16-летнего юноши и один из типичный для Шиле рисунков, созданный за год до смерти. Поменялись не только стиль и палитра, но, прежде всего, - настроение автора.

Пабло Пикассо


Пабло Пикассо. Реалистичный "Портрет матери художника" (1896) и сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
в исполнении основателя кубизма - "Женщина с цветами" (1932). Как думаете, какая из героинь осталась довольна портретом?

Живопись - занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.
ПАБЛО ПИКАССО




Сальвадор Дали


Сальвадор Дали. В "Натюрморте" (1918) нет еще никакого сюра. В "Живом натюрморте" (1956) сюр виден уже невооруженным глазом. Очевидно и то, что с реалистичной техникой письма художник неразлучен всю жизнь.

Вы пренебрегаете анатомией, рисунком, перспективой, всей математикой живописи и колористикой? Так позвольте вам напомнить, что это скорее признаки лени, а не гениальности.
САЛЬВАДОР ДАЛИ




Анри Матисс


Анри Матисс.  Классика в "Натюрморте с книгами и свечой" (1890) и фовизм
Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри МатиссАндре Дерен и Морис де Вламинк. Читать дальше
собственного изобретения в знаменитом "Танце" (1910). 

Василий Кандинский


Василий Кандинский. Как и многие авангардисты, художественные опыты он начал с импрессионизма - таков его ранний пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
"Ахтырка. Осень" (1901), в котором еще невозможно угадать автора "Композиции №8" (1923) и других абстрактных полотен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Особо опасны" - 15 художников, на которых легко ошибиться в викторинах из серии «Угадай автора» (часть I, часть II и часть III). Оказывается, даже Дэмиен Херст, рисующий  точки и кружочки, умеет сделать копию с Делакруа!..


Казимир Малевич утверждал, что искусство развивалось от импрессионизма к супрематизму. Так же развивался и он сам: начав с пленэров в стиле Сислея и Писсаро ("Весенний сад в цвету", 1904), пришел к "Черному квадрату" и вещам вроде "Супрематизм, Конструкция №18" (1915).

Правда, не все импрессионисткие вещи, которые сам Малевич датировал началом ХХ века, современные исследователи его творчества относят к ранним. Похоже, чтоб его теория о движении новейшего искусства от импрессионизма к супрематизму выглядела еще убедительнее, он дописал ряд импрессионистких полотен уже в 20-е годы и даже позже (1, 2), но преподнес их, как старые свои вещи.

Джексон Поллок


Джексон Поллок. На картине "На Запад" (1934-35) его экспрессионизм
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
Читать дальше
еще очень даже фигуративен, а вот "Конвергенция" (1952) - уже ярчайший образец и его неповторимого стиля, и абстрактного экспрессионизма.

Я хочу выражать мои чувства, а не изображать их.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК




Марк Ротко


Марк Ротко. "Мужчина с зеленым лицом" (1934-35 гг) написан еще Маркусом Ротковичем (художник, приехавший в США из Двинска Витебской губернии, адаптирует свое имя только в 1940-м). Такой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
мог написать любой из экспрессионистов. Картину "Голубой, желтый и зеленый на красном" (1954) - только Ротко. 

Пит Мондриан


Пит Мондриан. "Сельская церковь" (1898) и "Трафальгарская площадь" (1945) - подход к архитектурному пейзажу за полвека изменился, но любовь к хитросплетениям линий осталась!

Фрида Кало


Фрида Кало. Жанр автопортрета был близок художнице всегда, просто с годами она все больше и больше узнавала о себе, о жизни и о смерти (автопортреты 1922 и 1940 годов).

Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю в одиночестве, потому что я человек, которого я знаю лучше всего.
ФРИДА КАЛО




Герхард Рихтер


Герхард Рихтер. В этом случае интересно не только сравнение. Недавно художник отказался признать своим написанный в 1962-м индустриальный пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
(на фото вверху). Искусствоведы и коллекционеры в панике: похоже, знаменитый абстракционист намерен отредактировать задним числом свое творчество и "отозвать подписи" со своих ранних работ, в которых еще имели место намеки на реалистичность. Конечно, у автора есть право навести порядок в своем наследии и каталогах. Но что делать тем, кто выложил деньги за его ранние опыты и считал это хорошей инвестицией? Кому не стоит волноваться, так это тем, кто вкладывал в абстрактные композиции Рихтера (как на фото внизу). 

Главная иллюстрация: женские портреты в исполнении раннего Пикассо и Пикассо, нашедшего свой стиль.