Королевская академия художеств в Лондоне представляет крупную выставку работ Джеймса Энсора – одного из самых известных художников-модернистов Бельгии, значительного предшественника экспрессионизма. Родительская сувенирная лавка и ежегодные карнавалы в Остенде сформировали его экстравагантное видение.  «Интрига: Джеймс Энсор» – это около 70 работ художника из крупных бельгийских коллекций.

Это первая ретроспектива Джеймса Энсора в Великобритании за последние 20 лет.



Джеймс Энсор. Интрига
Интрига
1890, 90×149 см

Энсор был экстраординарным и  очень одарённым рисовальщиком и живописцем. Его эклектичный визуальный язык основывался на множестве сюжетов – от традиционных до фантастических, а в работах изумительно сочетались поэтика сельской местности Бельгии со странными видениями воображаемых миров.

Картины Энсора по-прежнему сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации, что делает их автора одной из особых фигур в искусстве на рубеже XX века.
Джеймс Энсор. Автопортрет в шляпе с цветочками
Автопортрет в шляпе с цветочками
1883, 76.5×61.5 см
Джеймс Энсор (1860 – 1949) родился в бельгийском прибрежном городе Остенде в семье англичанина и бельгийки. Его семья держала сувенирную лавку, которую он описал как «хаотичное нагромождение разных предметов, которые постоянно гоняли и сбрасывали бесчисленные кошки, оглушительно орущие попугаи и обезьяна
Обезьяны – экзотические животные из далеких краев, - были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья. Об этом свидетельствуют документы, да и в изобразительном искусстве обезьяны встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят поклонникам искусства? Читать дальше
...».

Именно из этой эксцентричной окружающей среды, а также ежегодных карнавалов в Остенде и археологических раскопок в округе позже возникла значительная часть художественных образов Энсора – масок, театральных костюмов и черепов. В 1908 году поэт Эмиль Верхарн назвал Энсора «художником масок». 

Слева: Джеймс Энсор, «Автопортрет в шляпе с цветочками» (1883)

Живописец писал: «Для меня маска означает следующее: свежесть цвета, экстравагантное украшение, щедрый дикий жест, грубое выражение, изысканное завихрение».



Во время обучения в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе Энсор был аутсайдером, выступавшим против традиций. Его стихией были салоны авангардных художников и интеллектуалов того времени – в этой среде он процветал. Воодушевлённый своими товарищами, в 1880 году Энсор вернулся в Остенде, где прожил до конца дней.
Джеймс Энсор. Скат
Скат
1892, 80×100 см

В 1883 году он стал одним из основателей группы прогрессивных художников под названием «Общество XX» или, проще, «Двадцатка» (Les Vingt). Но даже эта экстремально авангардная группа казалась Энсору слишком осторожной. Он всё больше изолировал себя от внешнего мира и на протяжении долгой карьеры сохранил приверженность собственному стилю. 

В 1929 году – после первой крупной ретроспективы в Брюсселе, – художнику был пожалован титул барона. Он скончался 20 лет спустя, не дожив всего пяти месяцев до 90-летия.


Джеймс Энсор. Борьба скелетов за копчёную сельдь
Борьба скелетов за копчёную сельдь
1891, 16×21.5 см
Джеймс Энсор. Художник в окружении злых духов
Художник в окружении злых духов
1898, 53.3×37.1 см


Выставка «Интрига: Джеймс Энсор» представляет весь спектр его работ, включая значимые картины, рисунки и гравюры, многие из которых появились в Великобритании впервые. Но три полотна выделяются особо. Первая – «Интрига» (1890, Королевский музей изящных искусств в Антверпене), где изображена пара молодожёнов в окружении фигур в зловещих масках. Вторая – мощный и загадочный натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
«Скат» (1892) из Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. А третья – «Автопортрет в шляпе с цветочками» (1883) из Mu.Zee в Остенде. Это юмористическая отсылка к портрету «Свояченица Сусанна» (1622) кисти Питера Пауля Рубенса, хранящемуся в лондонской Национальной галерее.


Слева: Джеймс Энсор, цветная литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
«Художник в окружении злых духов» (1898)


Выставка «Интрига: Джеймс Энсор» в Королевской академии художеств продлится до 29 января 2017 года.



Джеймс Энсор. От смеха до слёз
От смеха до слёз
1908, 52×100 см

По материалам официального сайта Королевской академии художеств и artdaily.com. Главная иллюстрация: Джемс Энсор, «Скелет-художник» (1896)