Фрида Кало не причисляла себя к сюрреалистам, но её творчество определённо было ирреальным. Это особо подчёркивают устроители выставки «Фрида Кало у Дали» в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (штат Флорида). В экспозицию вошли более 60 работ мексиканской художницы, в том числе 15 картин, семь рисунков и несколько личных фотографий. По оценкам кураторов, это примерно пятая часть всех её произведений.

Фрида Кало, как и Сальвадор Дали, сделала «визитной карточкой» собственное лицо. У него отличительным знаком стали барочные усы, у неё – сросшиеся брови. И до сих пор неясно, что стало более узнаваемым.




На каждой своей картине Фрида смотрит в глаза зрителю. Свои изображения она сопровождает символикой, заимствованной из католической иконографии, мексиканских преданий и эпизодами из собственной жизни. Как и у Дали, её творчество было дневником на холсте – и больше записями снов и мечтаний, чем реальных событий.
Выставка «Фрида Кало у Дали» – это интригующее исследование жизни художницы, её поразительного творчества и психологии. Экспозиция начинается с первых работ, которые девушка писала, будучи прикованной к постели после аварии, и заканчивается произведениями, созданными незадолго до кончины в возрасте всего 47-ми лет. Тут представлены и снимки из её фотоальбома. На одном из них молодая Фрида снята со своими родителями, братьями и сёстрами одетой в мужской костюм-тройку. В 1920-х – 1930-х годах такое поведение было шокирующим.

Слева: парадный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
семьи Кало, сделанный в феврале 1927 года; Фрида стоит рядом с отцом, положив руку ему на плечо

Фрида Кало. Портрет Алисии Галант
Портрет Алисии Галант
1927, 935×1080 см
Фрида Кало написала портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
своей подруги и соседки Алисии Галант, когда восстанавливалась после автокатастрофы. Очевидно, работа понравилась автору и та решила заявить о себе, как о художнице, сделав на обороте надпись «Моё первое произведение искусства. Фрида Кало, 1927»


Одна из ранних картин на выставке иллюстрирует, какую цену Фриде пришлось заплатить за возможность заняться творчеством. «Госпиталь Генри Форда» (1932) изображает её на больничной койке после выкидыша – второго, но не последнего. Кало лежит голой на пропитанных кровью простынях. Шесть красных лент соединяют её тело с шестью пугающими объектами. Это улитка, олицетворяющая бесконечное течение времени; загадочная машина, символизирующая бессилие медицинских технологий; увядшая орхидея – уже потерявший красоту подарок от мужа Диего Риверы. Сломанные кости таза, мёртвый плод и опустошённая матка говорят сами за себя.
Фрида Кало. Госпиталь Генри Форда
Госпиталь Генри Форда
1932, 30.5×38 см
Фрида Кало. Портрет ботаника Лютера Бербанка
Портрет ботаника Лютера Бербанка
1931, 87×62 см

Но, перебарывая боль, Кало рассматривала весь цикл жизни. «Портрет Лютера Бёрбанка» (1932) изображает известного ботаника в виде странного гибрида человека и дерева, растущего из трупа.

Открытия этого учёного спасли миллионы людей от голода. Однако Фрида, понимая его заслуги в селекции, отвергала идеи культивации людей как растений. О её двойственном отношении к этому человеку свидетельствует куст филодендрона на картине, чьи два листа потеряли свой цвет. Можно предположить, что так художница заявляет своё мнение об экспериментах Бёрбанка.

Кроме того, она иронично намекает, что в конце концов, этот человек станет пищей для растений, как и все мы.



Слева: Фрида Кало, «Портрет Лютера Бёрбанка» (1932)

Обе картины откровенно сюрреалистичны, и искажения времени, пространства и логики в ранних картинах Фриды не остались незамеченными. В 1938 году основатель сюрреализма Андре Бретон остался у Риверы и Кало. Его впечатлили работы художницы, и он провозгласил её сюрреалисткой. В конце концов Фрида отправилась в Париж, но не присоединилась к членам этого движения, а предпочла свой путь.

«Она настаивала на том, что не была сюрреалисткой, – говорит один из кураторов выставки Уильям Джеффетт. – Она говорила: "Я лишь рисую то, что чувствую". Хотя это, в конце концов, самое точное определение сюрреализма. Трудно сказать, что к нему относится, а что нет, ведь это не стиль».


Фрида Кало. Сломанная колонна
Сломанная колонна
1944, 43×33 см

Ещё один знаковый автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, представленный на выставке «Фрида Кало у Дали», – это «Сломанная колонна» (1944). Художница представила себя на фоне изрытого бороздами неземного пейзажа. На её лице застыло стоическое выражение, торс стянут ремешками и разрезан, словно у анатомической куклы. Внутри нет ни крови, ни органов – лишь стальной позвоночником, сломанный в нескольких местах. Гвозди, которыми истыкано тело, одновременно символизируют боль и напоминают о святом Себастьяне в религиозной иконографии.
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой
Автопортрет с обезьянкой
1945, 41.5×56 см

На этом фоне «Автопортрет с обезьянкой» (1945) кажется достаточно простым и умиротворённым. Однако это не так. Безволосая собака, лежащая перед Фридой, символизирует Шолотля, бога грозы и смерти, который сопровождает умерших в загробном мире. Лента, обвивающая художницу и остальных персонажей, говорит о её связи с жизнью и традициями. А единственный гвоздь позади – ещё одна отсылка к святому Себастьяну.

Напомним, оба этих автопортрета, как и ряд других картин на выставке «Фрида Кало у Дали», в начале этого года были экспонатами первой в России масштабной ретроспективы Фриды Кало в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.


Фрида Кало. Всего-то несколько царапин!
Всего-то несколько царапин!
1935, 30×40 см
По словам куратора Уильяма Джеффетта, картину «Всего-то несколько царапин!» Фрида Кало написала в 1935 году под впечатлением от новостного репортажа о насилии в семье


Творчество Фриды Кало основано на боли, эротизме, агрессивной сексуальности, смерти и прокреации. В работах всех сюрреалистов прослеживаются эти шесть одержимостей, и больше всего – у Сальвадора Дали. Выставка «Фрида Кало у Дали» в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге продлится до 17 апреля 2017 года. 



По материалам официального сайта Музея Дали в Сент-Питерсберге, bradenton.com и heraldtribune.com