Если вы – не эксперт в истории искусств, то, скорее всего, очень мало знаете о художнике и скульпторе флорентийского Ренессанса Андреа дель Верроккьо. Но наверняка вам известно о его величайшем ученике – Леонардо да Винчи. И хотя звёздный студент затмил своего мастера в историческом каноне, Верроккьо считается одним из самых влиятельных художников своего поколения. Его технический и концептуальный вклад в искусство проложил путь для Высокого Ренессанса в начале XVI века.

Кураторы Национальной галереи в Вашингтоне утверждают, что Андреа дель Верроккьо получает меньше внимания, чем заслуживает. И потому впервые в истории крупный обзор его работ представлен в США. Выставка «Верроккьо. Флорентийский скульптор и художник Возрождения» объединяет более 50 произведений, включая рисунки, скульптуры и картины. Зрители получили реальную возможность оценить, каким он был человеком в свою эпоху.

Для нас же это – хороший повод ближе взглянуть на самые знаменитые шедевры флорентийца, который был одним из первых крупных междисциплинарных мастеров и много внимания уделял взаимообогащению искусств.
Андреа дель Верроккьо. Крещение Христа
Крещение Христа
1475, 180×152 см

Андреа ди Микеле Чони, известный нам под именем Андреа дель Верроккьо, родился во Флоренции примерно в 1435 году. Сначала он выучился на ювелира, но затем занялся живописью и скульптурой, вероятно, обучаясь в мастерской Фра Филиппо Липпи. К своему 30-летию Верроккьо был признанным мастером первого ранга и получил ряд крупных заказов от семьи Медичи, которая управляла культурной и политической жизнью Флоренции.

Художник также содержал собственную мастерскую, где его учениками были Лоренцо ди Креди, Пьетро Перуджино, вероятно, Сандро Боттичелли, а также Леонардо да Винчи. Последний, как считается, работал и жил с Верроккьо с юного возраста и до своего 26-летия. Все они унаследовали от учителя дух исследования и экспериментирования. Один флорентийский гуманист в начале 1500-х годов отметил: «Всё хорошее, что было у этих художников, почёрпнуто из источника Верроккьо».
Андреа дель Верроккьо. Крещение Христа. Фрагмент
Крещение Христа. Фрагмент
1475, 180×152 см
Андреа дель Верроккьо и мастерская, «Крещение Христа» (фрагмент), ок. 1475. Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо да Винчи, помимо прочего, помогал мастеру в написании панели «Крещение Христа». Сначала Верроккьо разработал общую сцену и выполнил фигуру Иоанна Крестителя, окропляющего Иисуса водой из реки Иордан. Он также начал центральную фигуру Христа и, вероятно, написал ангела со сложенными руками.

Однако в какой-то момент художник прекратил работу над картиной, оставив её завершение как минимум двум помощникам. Один из них – неизвестный нам – закончил голубя, руки Бога-Отца и золотые лучи. Второй – подающий надежды гений Леонардо – отвечал за ангела в левом углу и фрагменты пейзажа на заднем плане (об этом мы знаем из упоминания биографа Джорджо Вазари).

И если Верроккьо использовал темперу (то есть пигменты, смешанные с водой и яичным желтком), то Леонардо написал ангела маслом. Он придал фигуре необычную живость и выражение блаженного обожания, тщательно прописал тонкие золотые волосы, складки парчи на рукавах и воротник с жемчужным отливом. Долина с текущей водой и далёкими горами демонстрирует, что молодой художник хорошо понимал ритмы природы.
Андреа дель Верроккьо. Мадонна с двумя ангелами
Мадонна с двумя ангелами
1478, 96.5×70.5 см

Судя по всему, Леонардо и Перуджино помогали Верроккьо в работе над ещё одной религиозной картиной – «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Руку учителя можно увидеть в следующих элементах картины: плаще, перекинутом через плечо ангела справа, в зелёной с золотом парчовой подкладке мантии Марии и в двух прекрасных драгоценных брошах. Лицо Богородицы и другие фрагменты ангела справа, вероятно, завершил Перуджино, а Леонардо достался благоговейный ангел слева, изящно держащий лилию, и пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
на фоне.

Третья известная картина Верроккьо, к которой приложил руку Леонардо да Винчи, – это иллюстрация к библейской легенде о слепом Товите, пославшим сына Товию забрать долг. По совету своего спутника, архангела Рафаила, юноша извлёк из пойманной по дороге рыбы сердце, печень и желчь, чтобы излечить отца. В скульптурности фигур и роскошных деталях одежд раскрывается гений Верроккьо, а его молодой ученик, возможно, написал рыбу на верёвочке в руке Товии и маленькую собаку у ног ангела.
Андреа дель Верроккьо. Ангел и Товия
Ангел и Товия
1475, 83.6×66 см

Рассказ о влиянии Верроккьо на учеников будет неполным без упоминания «Портрета Джиневры де Бенчи», который Леонардо да Винчи, вероятно, создал, ещё будучи учеником. Эта панель, обрезанная по нижнему краю, первоначально, скорее всего, изображала модель почти на уровне талии. В руках женщина деликатно держала веточку цветов. Источником этой инновационной композиции – беспрецедентной для изображения женщин во Флоренции в ту эпоху – были мраморные бюсты Верроккьо. Его «Дама с букетом цветов» того же периода изображает молодую женщину со скрещёнными руками, прижимающую к груди маленький букет.

1.1. Цифровая реконструкция «Портрета Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи. Источник: Национальная галерея искусств, Вашингтон
1.2. Андреа дель Верроккьо, «Женщина с букетом цветов» (ок. 1480). Национальный музей Барджелло, Флоренция

Верроккьо известен не только своими живописными шедеврами, но и – в первую очередь – скульптурами. Среди них – бронзовый путти с дельфином (ок. 1465/1480), первоначально украшавший фонтан на вилле Медичи близ Флоренции. Это – радостный крылатый обнажённый младенец, балансирующий на одной ноге с дельфином в руках. Он напоминает древнюю бронзовую скульптуру Эроса, младенца-бога любви, и считается первой работой эпохи Возрождения, одинаково красивой со всех сторон для обходящего её зрителя.

1.1. Андреа дель Верроккьо, «Путти с дельфином» (1470-е). Палаццо Веккьо, Флоренция
1.2. Андреа дель Верроккьо, «Путти, стоящий на глобусе» (ок. 1480). Национальная галерея искусства, Вашингтон

Давид – библейский герой и будущий царь Израиля, одержавший победу над гигантом из армии тирана, – воспринимался флорентийцами как символ свободы и доброго правителя. Бронзовая статуя Верроккьо представляет его как элегантного юношу, триумфально возвышающегося над головой поверженного Голиафа. В одной руке у него меч врага, вторая уверенным жестом упирается в бедро. Скульптуру заказали мастеру члены семьи Медичи, которые в 1476 году продали её в Палаццо делла Синьория – резиденцию правительства в центре Флоренции.

1.1. Андреа дель Верроккьо, «Давид с головой Голиафа» (ок. 1465). Национальный музей Барджелло, Флоренция
1.2. Донателло, «Давид» (1435/1440). Национальный музей Барджелло, Флоренция

Напрашивается сравнение Давида Верроккьо с более ранней скульптурой другого известного художника – Донателло, создавшего первую со времён античности монументальную бронзовую статую. Он представил своего героя обнажённым и погружённым в себя. А юноша Верроккьо явно обращён к зрителю и носит роскошный прилегающий к телу жилет с позолоченным орнаментом, свидетельствующем о мастерстве Верроккьо-ювелира. Возможно, это одна из ранних скульптур мастера, отлитых из бронзы.
Андреа дель Верроккьо, «Христос и святой Фома» (фрагмент), 1467–1483. Музей Орсанмикеле, Флоренция

Ещё один шедевр Верроккьо – массивная бронзовая группа «Христос и святой Фома» для фасадной ниши городского зернохранилища и храма Орсанмикеле во Флоренции. Это иллюстрация к эпизоду из Библии, когда Иисус после воскресения предлагает апостолу коснуться его ран, чтобы тот уверовал. Монументальный Христос поднимает руку в благословении и обнажает рану на груди, а недоверчивый апостол нерешительно протягивает к ней пальцы. Изящная хореография Верроккьо позволяет обеим фигурам поместиться в ограниченном пространстве.

Художник работал над ансамблем 16 лет – и постоянно ставил перед собой новые задачи, придумывая более глубокие и замысловатые складки драпировки, всё более сложные детали. После открытия скульптуры в 1483 году горожане назвали её «самой красивой работой» и «самой красивой головой Христа» из когда-либо созданных.
Андреа дель Верроккьо. Алтарь Св. Иоанна Крестителя. Усекновение главы Иоанна Крестителя
Алтарь Св. Иоанна Крестителя. Усекновение главы Иоанна Крестителя
1480

Единственное сохранившееся произведение Верроккьо в серебре – это рельефная панель алтаря, посвящённая Иоанну Крестителю, святому покровителю Флоренции. Фон выполнен в технике repoussé, то есть формы были выбиты вовне с обратной стороны листа. Фигуры созданы отдельно и прикреплены к поверхности. Прежде чем отлить их в серебре, скульптор экспериментировал с терракотовыми моделями. Для фигуры палача с мечом ему, вероятно, позировал подмастерье – и поэтому он обнажён и держит смятую тряпку, а в готовом рельефе носит набедренную повязку и размахивает мечом. Глиняный вариант – это редкий сохранившийся пример подготовительной модели в итальянской скульптуре XV века.

1.1. Андреа дель Верроккьо, терракотовая модель палача для «Алтаря Иоанна Крестителя» (ок. 1480). Частная коллекция
1.2. Андреа дель Верроккьо, фрагмент «Алтаря Иоанна Крестителя», палач с мечом. Музей Опера-дель-Дуомо, Флоренция

Возникает вопрос: почему при таком явном влиянии на искусство Ренессанса Верроккьо не упоминается наравне с Леонардо да Винчи, МикеланджелоРафаэлем или Донателло?

Куратор выставки «Верроккьо. Флорентийский скульптор и художник Возрождения» Эндрю Баттерфилд убеждён, что за это несёт ответственность Джорджио Вазари – итальянский философ, долгое время считавшийся «крёстным отцом» истории искусств, чей взгляд по-прежнему определяет канон Ренессанса.

«Вазари назначил определённых художников героями поколения, и, чтобы повысить их значимость, часто преуменьшал достижения других», – говорит Баттерфилд. По его словам, в последние десятилетия учёные, исследующие период Возрождения, «с большой осторожностью» стали использовать «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Вазари – самый важный источник по истории Ренессанса.
Андреа дель Верроккьо. Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
1470, 75.8×54.6 см

Выставка «Верроккьо. Флорентийский скульптор и художник Возрождения» в Национальной галерее в Вашингтоне продлится до 12 января 2020 года.



По материалам официального сайта Национальной галереи искусств в Вашингтоне и artnet.News